8 апреля Росстат дежурно сообщил, что цены на продовольствие поднялись в марте на 1% к февралю текущего года. По данным ведомства, среди продуктов питания сильнее всего подорожали помидоры — на 14,9%, репчатый лук — на 14,1%, сахар-песок — на 13,5%, морковь — на 9,4%, чеснок — на 8,9%, лимоны — на 7,8%. Инфляция, как посчитали статистики, в Москве составила 0,3%, ну а, например, в Санкт-Петербурге — 0,8%. C начала года прирост цен в столицах составил 1% и 1,7% соответственно...
Меня всегда занимало, откуда наши ученые-математики берут такие благообразные цифры инфляции. На недоуменные вопросы они дают бодрый ответ: инфляция, мол, учитывает много факторов, берется во внимание рост цен в различных отраслях, включая металлургическую и химическую промышленность. Подозреваю, что за такой «средней температурой по больнице» удобно прятать реальный рост цен на самое необходимое. Ведь обычно гражданин идет в магазин не за чугунными болванками и калийными удобрениями, ему необходимо нечто иное.
Но достаточно отойти от дома не далее как на 100 метров, чтобы понять, как далеки господа статистики от жизни и от народа. Например, того же 8 апреля в одном из сетевых магазинов я приобрел лимоны по 699 рублей за килограмм. Цена на них выросла не на 7,8%, как убеждает нас Росстат, а в 10 раз, то есть на 1000%. Как говорят, почувствуйте разницу. Чеснок — по цене 200 рублей за кило, рост на 30%. Имбиря в продаже не оказалось, но, по словам продавцов, ценник на него зашкалил за тысячу рублей за кило.
Ладно, попробуем прожить без имбиря. Без хлеба сложнее. Но что касается хлебобулочных и молочных продуктов, то они с начала года подорожали как минимум на 20%. И продавцы уже предупредили, что готовят такое же повышение цен на продовольствие в ближайшее время — говорят, производители вынуждают.
Идем дальше. Официальный продавец вдвое поднял цену на особо полезный по нынешним временам кварцевый рециркулятор воздуха. В интернете такие штуковины продаются за три цены. Прибавьте сюда медицинские маски и антисептики, рост цен на которые превышает сотни раз. Можно сколько угодно сетовать на алчность продавцов, но цены от этого почему-то не снижаются.
Поскольку многие теряющие ныне работу одними цифрами Росстата сыты не будут, они пойдут за деньгами. Хорошо еще, если в банки. Там они смогут взять потребительский кредит «всего-то» под 12-13% годовых (опять же, если верить официальным цифрам). А те, кто обратится в микрофинансовые организации, заплатят и 50%, и 100%. Так какова же должна быть в реальности так называемая народная инфляция? Уж точно не те благообразные циферки, которыми потчует население Росстат.
Кстати, о лимонах. Такой рост цен на них, какой мы наблюдаем ныне в России, был бы невозможен в самых раскапиталистических странах. Например, в Евросоюзе установлены предельные наценки на товар. И превышение немедленно грозит продавцу разорением — там штрафы за содеянное исчисляются сотнями тысяч евро (не обесцененных рублей). Потому, наверное, жизнь в Европе такая скучная — ценники не меняются годами. Зато у нас весело, и лимоны по 70, но вчера, а сегодня по 700. А что будет завтра?