Началась самая большая со времен СССР ледоисследовательская экспедиция по нашим северным морям. Экспедиция вышла из порта Мурманск на современном атомном ледоколе «Ямал». За предстоящие 55 дней геологам, экологам, геоакустикам и экспертам по льдам предстоит изучить три моря – Лаптевых, Карское и Восточно-Сибирское.
Весна на арктическом шельфе начинается в июне-июле, а сейчас зима средней тяжести: лед толщиной 1,5–2 метра, а открытая вода – если только вдоль берега. Однако любой океанолог много бы отдал, чтобы пойти в экспедицию «Кара-зима-2014», организованную «Арктическим научно-проектным центром» (СП «Роснефти» и ExxonMobil) при поддержке специалистов Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
Броня из стали
Причина в том, что наши северные моря довольно плохо изучены, а значит, есть простор для исследований и новых открытий. Как сказал нам замдиректора Института океанологии РАН им. П.П. Ширшова, академик и биоокеанолог Михаил Флинт, «Карское море изучено похуже, чем Баренцево, море Лаптевых изучено похуже, чем Карское, а Восточно-Сибирское море изучено похуже, чем Лаптевых». Кстати, как далее рассказал Михаил Флинт, последний раз наши арктические шельфы с подобной масштабностью изучались в конце 20-х – середине 30-х годов прошлого века, почти 100 лет назад. Советское правительство решило выяснить, нет ли в Карском море такого же количества рыбы, как в Баренцевом. Рыбы в Карском море не оказалось, а вот результаты исследований климата, экосистем, льдов и так далее составили славу советской науки и цитируются с тех походов по сей день.
Так что настоящая экспедиция открывает море для творчества и вызывает зависть у не попавших в нее ученых. Тем более что оснащен этот северный поход благодаря возможностям организаторов по самому последнему слову техники. Во-первых, это современный ледокол «Ямал», один винт которого весит 50 тонн. «Ямал» имеет броню из суперстали толщиной 46 мм, может колоть лед до 4 метров толщиной при движении как вперед, так и назад, причем смена направления занимает всего 11 секунд. На судне, не считая 155 благоустроенных кают, припаркованы вертолет и несколько лодок класса «Зодиак». В наличии спутниковые системы, обеспечивающие навигацию, телефонную связь, факс и интернет, большая столовая, библиотека, актовый зал, волейбольная площадка, спортзал, подогреваемый бассейн, сауна и больница. Во-вторых, в распоряжении экспертов находятся космические спутники, беспилотные летательные аппараты, аппарат для подводной съемки, буи, нашпигованные датчиками, и другая современная научная аппаратура. Как рассказали нам в пресс-службе компании, «оснащение и технологии экспедиции соответствуют лучшему международному уровню».
Льды и экология
Напомним, что ОАО «НК «Роснефть» владеет 46 лицензиями на разведку и добычу нефти и газа на шельфах морей Российской Федерации. По нефтегазовому потенциалу осадочные бассейны российского арктического шельфа сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира. А запасы нефти и газа под склонами арктических шельфов и морским дном (пока недостижимые, но завтрашний день не за горами) могут превосходить все разведанные, действующие и исчерпанные месторождения земли в сумме. Целью экспедиции «Кара-зима-2014» является исследование в первую очередь льдов и торосов этих морей.
Казалось бы, гораздо проще и приятнее было пойти в северные края в августе, когда там лето. Но исследования проводятся в зимнее время именно для определения ледовых фаз, морфометрических параметров ледяного покрова, физико-химических свойств льда, торосов и стамух, а также погодных условий и состояния водных масс.
Представьте себе весну на Карском море. Льды подтаивают, ветер их ломает, переворачивает куски вертикально, и тут снова схватывает мороз. Вертикально поставленные льдины смерзаются с горизонтальными, образуя ледовые поля, напоминающие громадные противотанковые ежи. Ветер крутит эти «ежи» так, что дно моря оказывается распаханным на глубине 20 метров и более. И в таких условиях придется добывать и транспортировать на берег нефть и газ. Понятно, что для освоения арктических шельфов, для того чтобы сложнейшее предприятие стало возможным, нефтяная компания должна знать о льдах данного региона все.
В течение экспедиции впервые будет изучен дрейф айсбергов Северной Земли путем установки на них буев, а также проведены ледовые инженерные изыскания в Восточно-Сибирском море и море Лаптевых. Маршрут экспедиции проляжет по ряду наименее изученных участков морей Северного Ледовитого океана. Полученные данные будут интерпретированы, построены 3D-модели ледяных образований для информационного обеспечения геологоразведочных работ и проектирования нефтегазопромысловых сооружений. И, конечно, эти данные представляют большой научный интерес, так как подобных исследований в российских высоких широтах вообще никогда не проводилось.
Одновременно специалисты «Кара-зима-2014» уделят массу внимания хрупким арктическим экосистемам, которые необходимо изучить, чтобы потом не повредить. «Основные жители региона – это киты, ластоногие и белые медведи, – рассказывает Михаил Флинт. – Они требуют отдельного детального изучения, но на первых порах надо исследовать то, на чем держится эта братия, где они обитают, что могут есть. Необходимо изучить физические и биологические процессы, которые приводят к формированию биологической продукции, начиная с бактерий и мельчайших водорослей, создающих органическое вещество, на котором в конечном счете держатся и киты, и медведи, и ластоногие. Например, биологическая продукция вырабатывается неравномерно, существуют места, где ее больше, так называемые кормовые поля, на которых животным высших трофических уровней привычно и комфортно питаться. Я бы назвал это смысловым экологическим кадастром экосистемы, который надо знать, чтобы не навредить. И здесь в науке колоссальный пробел».
И «Роснефть» самым серьезным образом намерена этот пробел уменьшить. В пресс-службе компании нам сказали, что «биологическим исследованиям и проведению мероприятий по охране окружающей среды экспедиция уделит особое внимание. В течение всего рейса будет вестись наблюдение за морскими млекопитающими и птицами, в том числе с использованием беспилотника и вертолета. Данные исследования будут использованы для изучения арктических экосистем, а также выработки экологически безопасных технологий геологоразведки и нефтегазодобычи в условиях Арктики».
«Я считаю, что самое главное – это завтрашние нужды нашей страны, – заключил рассказ Михаил Флинт. – Изучение и освоение Арктики как раз относится к этим нуждам. Появилась политическая воля идти на Север. Это тяжело и дорого, поэтому сделать это может только компания с такими возможностями, как у «Роснефти». Вместе с освоением нефти и газа на Север приходит жизнь. Надо понимать, что без нефти Север нам не нужен, нет мотивации его осваивать, поэтому очень хорошо, что там оказались углеводороды. Важно только, чтобы все нефтяники не забывали о рациональном природопользовании».
Импульс в промышленность
В связи со сложными условиями работы в северных морях «Роснефть» намерена применять уникальные технологии и оборудование, что даст мощный импульс к развитию отечественной индустрии. Только в арктических экспедициях летом 2013 года было задействовано 13 судов различного класса, три воздушных судна, несколько беспилотных летательных аппаратов, подводные и надводные автономные станции, спутниковые системы наблюдения, спускаемые подводные аппараты – и это только цветочки. На сайте «Роснефти» размещен перечень потребностей в оборудовании и технике для освоения морских нефтегазовых месторождений. Предложить их изготовление может российская промышленность. Это сейсморазведочные суда, плавучие буровые установки для поискового и разведочного бурения, подводное оборудование для заканчивания поисковых и разведочных скважин, суда-трубоукладчики, ледоколы, буксиры, плавучие краны, земснаряды и многое другое. Спрос огромный, дело за предложением.