Дело, конечно, не только в холодной зиме. Не секрет, что прошлогодняя активность "городской оппозиции" была во многом связана с выборами в Московскую городскую Думу. Понятно, что, когда выборы отшумели, у политиков отпала необходимость использовать горожан как "движущую силу" на пути к заветному депутатскому креслу. У кого-то получилось удачно использовать волну "народного гнева", чаще всего поднятую искусственно. Кто-то окончательно потерял надежду получить мандат избранника. Как бы то ни было - и те немногие активисты, кто попал в МГД, и те, кто на ближайшие четыре года остался за бортом, сейчас хранят молчание.
Не стоит, однако, переоценивать предвыборный фактор в конфликтном фоне Москвы. Ведь в последнее время у желающих подзаработать политический капитал на реальных и придуманных проблемах жителей сужается поле деятельности. И не в последнюю очередь потому, что городские власти не уходят от реальных проблем. Московское правительство последовательно реализует имеющиеся у него возможности. Например, ряд принятых документов позволяет гражданам получать объективную информацию и говорить свое веское слово о тех строительных проектах, которые планируются и реализуются в городе. Среди них стоит выделить городской Закон "О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве" и распоряжение мэра Москвы "О порядке участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов и решений по вопросам, связанным с использованием городских территорий".
Понятно, что наладить обмен информацией между застройщиками, жителями и властями удалось не сразу. В этом отношении минувший год стал как бы переломным. Правительство Москвы осознало, что в диалоге с горожанами ему не хватает чиновников, которые не понаслышке знакомы с жизнью каждого квартала, каждого двора. На эту роль как нельзя лучше подходили работники районных управ - но у них, как правило, недоставало опыта такой работы. Поэтому в прошлом году городские власти развернули целую программу обучения для сотрудников управ. Чиновников учили общаться с людьми корректно и грамотно, собирать достоверную информацию о том, чем недовольны жители, и доносить ее в точности до сведения инвесторов, а при необходимости и вышестоящих органов власти. Такое обучение дает свои плоды: так, в течение года стало меньше, например, спонтанных протестов по поводу строительства.
Московские власти ужесточили политику в отношении застройщиков - в особенности тех, кто отказывается играть по правилам. Достаточно вспомнить прошлогоднее распоряжение мэра о сносе нового офисного здания на Цветном бульваре, этажность которого "вдруг" оказалась чуть ли не в полтора раза больше, чем было предусмотрено разрешительными документами. Работа правительства со строителями стала эффективнее после того, как чиновники стали опираться на информацию, полученную из первых рук - от рядовых москвичей. Для этого в Москве уже не первый год работает "горячая линия", по которой жители могут сообщать о нарушениях со стороны застройщиков или ненадлежащем качестве строительства. По итогам года число зарегистрированных с помощью "линии" нарушений сократилось значительно.
Впрочем, избежать острых конфликтов удавалось не всегда. Иногда нарушения были слишком явными, а протест горожан - слишком бурным. Для этого власти припасли в своем арсенале эффективное средство - прямое общение высшего руководства с протестующими. Так, в прошлом году первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель стройкомплекса Владимир Ресин несколько раз встречался с представителями инициативных групп москвичей, недовольных работой столичных строителей. Были также его встречи и с правозащитниками. Руководитель московского стройкомплекса высоко оценивает эти беседы. По его словам, они действительно помогли по-новому взглянуть на градостроительные проблемы, увидеть их глазами рядового жителя. А значит, городское руководство получило отличную пищу для размышлений, новые идеи относительно того, как эти проблемы решать.
Когда же на строительном рынке разразился скандал вокруг недобросовестных строительных компаний, за проблему "обманутых инвесторов" взялись опять-таки городские власти. В тесном сотрудничестве с правоохранительными органами они создали специальную комиссию, которая занялась расследованием работы горе-застройщиков. И уже есть результат - против руководителей обманувших москвичей фирм заведены уголовные дела. Что же до "кинутых" ими жителей - правительство Москвы пообещало, что недостроенное жилье будет доведено и сдано за счет городского бюджета. А чтобы подобные ситуации не повторялись, городские власти сформировали специальную юридическую службу. Она будет информировать горожан о том, как распознать в строительной фирме мошенника и как защитить свои законные права в том случае, если застройщик вольно или невольно не смог выполнить обязательства.
А чем занимались в это время оппозиционные политики городского масштаба? Увы, они главным образом готовились к выборам. А поскольку реальные темы городской жизни, как правило, оказывались "полностью раскрыты" московскими властями, для раскрутки приходилось использовать и вовсе надуманные проблемы. Чего стоят, например, протесты по поводу строительства дорог, которые якобы обесценят квартиры в близлежащих домах! Впрочем, сейчас эти не самые лучшие страницы политической биографии некоторых вновь избранных оппозиционных депутатов уже в прошлом. Будем надеяться на лучшее - возможно, запал защитников прав москвичей все же не угаснет от благостной депутатской жизни. Во всяком случае теперь, когда они попали во власть, у них есть шанс подключиться к реальной работе по защите прав своих избирателей.
Например, бывшие активисты могут использовать свои знания о проблемах горожан при подготовке поправок к федеральному жилищному и градостроительному законодательству. Ведь общеизвестно, что вступившие в силу в прошлом году общенациональные законы не всегда отвечают интересам рядовых граждан. К тому же близкие к народу депутаты могут помочь городской комиссии установить обманутых жертв нечистоплотных строителей и разъяснить новоиспеченным инвесторам их права. Наконец, у новых депутатов есть реальная возможность наладить связь между жителями и властью. Впрочем, против таких усилий никто и не будет возражать - ведь чем больше власть знает о реальных проблемах народа, тем эффективнее она работает. Ведь ради этого и проводятся выборы, и ради этого заседают в Мосгордуме депутаты, не так ли?