Единственное обвинение, которое выдвинуто грузинской стороной в адрес российских офицеров, состоит в том, что они находились на территории республики без документов, разрешающих въезд в Грузию.
- Это обвинение, - сказал "Труду" по телефону начальник штаба Смешанных сил по поддержанию мира в зоне конфликта Рэм Акимов, - абсурдно. Протоколом Смешанной контрольной комиссии установлено, что в зоне конфликта российские военнослужащие имеют право находиться без грузинских виз. Эти документы необходимы лишь при выезде за пределы зоны конфликта, а этого российские офицеры не делали.
Грубые нарушения договоренностей, заявил мой собеседник, стали в последнее время нормой для грузинских властей. Так, одновременно с задержанием российских офицеров в село Эредви, находящееся в зоне конфликта, вошли 250 военнослужащих минобороны Грузии.
Действительно, целый ряд шагов, предпринятых в последнее время Тбилиси, свидетельствует о стремлении грузинских властей еще более накалять обстановку во взрывоопасном регионе, довести дело до прямого столкновения противостоящих сил. Это и провокационный инцидент с дорожно-транспортным происшествием, и обвинение России в организации взрывов на газопроводе, и миф о некоем россиянине, якобы доставившем на территорию Грузии 80 граммов обогащенного урана.
Все эти провокации осуществляются на фоне поднятой грузинской стороной шумихи по поводу того, что российские миротворцы якобы не выполняют своих функций в зоне конфликта. В преддверии посвященного этой теме заседания грузинского парламента председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Гиви Таргамадзе даже заявил, что власти Грузии могут объявить российские миротворческие силы в Цхинвальском регионе оккупационными войсками и принять меры, в том числе и силовые, чтобы выдавить их с территории республики.
Наблюдатели отмечают, что надежд на урегулирование постоянно возникающих конфликтов дипломатическим путем остается все меньше. На днях министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили в очередной раз отверг возможность переговоров грузинского руководства с лидерами Абхазии и Южной Осетии. Позиция же непризнанных республик остается прежней. "Российские миротворцы, - подтвердила мне в телефонном разговоре пресс-секретарь президента Южной Осетии Ирина Гаглоева, - являются гарантией безопасности всех жителей региона, и народ не согласится на их вывод". По ее словам, МИД Южной Осетии направил письмо председателю стран ОБСЕ с предложением срочно организовать приезд в зону конфликта послов государств ОБСЕ с целью объективной оценки сложившейся обстановки.
ОТ НАРОДНОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
Как нам помириться? Очевидно, что верхи договориться не могут. Так, может быть, низы захотят? И там, где коса официального Тбилиси нашла на камень официальной Москвы, сработает народная дипломатия, опираясь на историческое и культурное братство наших народов?
Георгий ДАНЕЛИЯ, народный артист России, кинорежиссер:
- Картина, которая складывается во взаимоотношениях России и Грузии, выглядит сегодня безрадостно. Это, впрочем, не вчера и не сегодня началось, а происходит последние 15 лет. В результате в России сегодня полно людей, которые ничего не знают про Грузию, а в Грузии уже выросло целое поколение, которое не знает русского языка.
Сам я по национальности грузин, мои внуки и правнуки - на 90 процентов русские, поэтому я в одинаковой мере переживаю и за Грузию, и за Россию. И надеюсь на мир и взаимопонимание между нашими странами. Но мира достичь трудно, когда депутаты российской Государственной Думы позволяют себе говорить про Грузию: нет такой страны, есть такая территория. Не проходит недели, чтобы один политический деятель в той или иной форме не рекламировал по телевидению порнографический фильм с непристойными намеками в адрес президента Грузии Саакашвили и экс-премьера Украины Юлии Тимошенко.
В Тбилиси по-прежнему смотрят российские передачи, и, как бы грузины ни относились к своему президенту, такие выпады российских политиков больно ударяют по национальному самосознанию и объективно вредят нашим взаимоотношениям.
Как могут наши страны помириться? Очень просто. Надо признать, что Грузия - такая же суверенная страна, как Дания, Швеция, Шри-Ланка, Узбекистан... Никто же не говорит про Албанию, что это "территория". Не стоит в такой тональности разговаривать и с Грузией. Мне кажется, было бы хорошо, если бы Путин встретился с Саакашвили и они обсудили накопившиеся проблемы - большей частью эмоционального характера. Принципиальных разногласий между Россией и Грузией, на мой взгляд, нет.
Вадим ГУСТОВ, председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ:
- Народная дипломатия не сможет исправить ситуацию в российско-грузинских отношениях. Просто потому, что сегодня президент Грузии Михаил Саакашвили если и прислушивается к чьим-то голосам и советам, то только со стороны своих западных спонсоров.
Народная дипломатия может заключаться в том, чтобы люди свободно шли на выборы и избирали тех политиков, которые не бросаются лозунгами, а предлагают прагматичную политику. Несмотря на все усилия России (в частности, в декабре прошлого года прошла межправительственная комиссия, в ходе которой был подробно рассмотрен блок экономических отношений, включая транспорт и энергетику, - Россия вновь раскрыла свои объятия), грузинская сторона не проявила ответного конструктивного подхода. Я часто задаю вопрос грузинским коллегам: предусмотрен ли в их бюджете хотя бы рубль на развитие экономик Абхазии и Южной Осетии? Из ответов видно, что таких средств не предусмотрено. Возможно, ставка делается на помощь США, которые недавно пообещали выделить Грузии дополнительно 200 миллионов долларов. Но, как говорят, кто платит, тот и заказывает музыку...
Александр ЭБАНОИДЗЕ, писатель, главный редактор журнала "Дружба народов":
- Конфликт в Южной Осетии уже полтора десятилетия заморожен. За пятнадцать лет решение проблемы не продвинулось хотя бы на пядь. За эти годы окрепли отношения Южной Осетии с Россией. И многие южноосетинские граждане даже получили гражданство РФ. Что же касается декларируемой российской стороной государственной целостности Грузии, то эта целостность становится все менее реальной и все более декларативной. И тем не менее я думаю, что главные рычаги решения конфликта находятся в руках России.
Алексей ПОДБЕРЕЗКИН, научный руководитель Института гражданского общества:
- Проблем в отношениях народов России и Грузии не существовало на протяжении последних 300 лет, и, думаю, их не будет. Проблемы возникают между политическими элитами. Нормализация российско-грузинских отношений целиком зависит от восстановления отношений между этими элитами. К этому готова российская элита, но не грузинская, которой нужна напряженность и поддержание конфронтации. Это объясняется тем, что грузинская экономика существует исключительно за счет западных ресурсов и не в состоянии развиваться без них. Поэтому мой прогноз дальнейшего развития наших отношений пессимистичен. Необходимо менять грузинскую элиту. Более половины представителей грузинской интеллигенции проживает в Москве. Как раз они больше всего и пострадали от политики нынешнего руководства Грузии. Они могут и должны повлиять на поведение нынешней псевдополитической грузинской элиты. Если народ и его выдающиеся представители будут против такого курса, то такое политическое явление в лице Михаила Саакашвили окажется недолговременным.
Маквала КАСРАШВИЛИ, народная артистка СССР, певица, руководитель оперной труппы Большого театра:
- То, что происходит сейчас в межгосударственных отношениях России и Грузии, совершенно не отражает тех чувств уважения и, не побоюсь сказать, любви, которые веками связывают наши народы. Грузины, живущие в России, никогда не чувствовали себя на чужбине. Да и русские за Кавказским хребтом всегда ощущали себя в дружественной среде. В Грузии по-прежнему огромен интерес к русской культуре. Посмотрите хотя бы, в каком состоянии поддерживается усыпальница Грибоедова и его жены Нины Чавчавадзе в Тбилисском Пантеоне на горе Мтацминда - аккуратно ухожена, в свежих цветах в любое время года...
И российские артисты, которым довелось съездить на гастроли в Грузию, как правило, очень довольны, хотят вновь туда вернуться. У меня, кстати, есть мысль: поскольку основное здание Большого театра закрыто на ремонт и труппа недогружена, можно было бы организовать масштабные гастроли коллектива в Грузии. Я думаю, это встретило бы поддержку и у грузинского руководства, вплоть до президента. Между прочим, за те два года, что Саакашвили у власти, он немало сделал для возрождения Грузинского оперного театра, который до того пребывал в плачевном состоянии. Я вообще верю, что президент Грузии искренне хочет процветания своей страны. На юге люди, вплоть до самых высоких руководителей, импульсивны, могут совершать резкие шаги. Я верю, что очень скоро отношения между нашими странами начнут улучшаться. И творческая интеллигенция должна сыграть в этом не последнюю роль.