Главная Культура 00:11 09 Ноября 2018 2488
«Светланов - это вселенная»

Александр Ведерников – о великом предшественнике, разрыве с Большим театром и отношениях русского дирижера с бюрократией

trud.ru
Фото: globallookpress.com

Завтра и послезавтра в Московской консерватории — фестиваль «Вселенная — Светланов!». Ничего подобного раньше здесь не было: 13 концертов во всех залах вуза в честь 90-летия одного из самых его прославленных выпускников. «Вселенная» — потому что Евгений Светланов был не только великим дирижером, но и великолепным пианистом, сам же себя он считал прежде всего композитором, возводя истоки своей ярко русской интонации к Чайковскому и Рахманинову.

И в афише — имена крупнейших музыкантов нашего времени: пианиста Бориса Березовского, скрипача Вадима Репина, виолончелистов Александра Князева и Александра Рудина, певцов Богдана Волкова и Петра Мигунова... Среди них — выдающийся русский дирижер Александр Ведерников, который приедет, чтобы дать мастер-класс для своих молодых коллег.

Сын великого оперного баса Александра Филипповича Ведерникова и известной органистки Наталии Николаевны Гуреевой, Ведерников-младший самим фактом рождения был обречен на особые отношения с музыкой. Еще не достигнув 30 лет, молодой выпускник Московской консерватории оказался востребован в лучших оперно-балетных театрах мира, а с 2001 по 2009 годы был музыкальным руководителем Большого, где ставил оперы от классического «Евгения Онегина» до экспериментальных «Детей Розенталя». Потом — не нашел понимания у дирекции в своем желании сделать театр менее бюрократическим, труппу более мобильной и не столь перегруженной мало уже на что способными возрастными «народными артистами». Зато оказался нарасхват на Западе, сейчас возглавляет Датскую королевскую оперу. И — хранит верность светлановской традиции, продолжателем которой себя считает. Судил выступления молодых коллег уже на трех международных конкурсах имени Светланова. На последнем из них, прошедшем в Париже, и состоялся этот наш разговор о русской дирижерской школе, ее светлановской традиции, о том, каково делать музыку в мире правил, установленных российской бюрократией.

— Когда я формировался как человек и музыкант, это были годы расцвета искусства Евгения Федоровича — начал Александр Александрович — и мы, студенты консерватории, старались использовать каждую возможность для приобщения к нему. Благо далеко идти было не надо — всего лишь пересечь двор между учебным корпусом и Большим залом... Евгений Федорович ясно осознавал свою сверхзадачу — как можно шире играть русскую музыку, причем не только хрестоматийную, но и ту, которая, по его мнению, была несправедливо недооценена — например, симфонии Мясковского. По масштабу сделанного — это действительно музыкальная вселенная.

— Какова идея ваших мастер-классов на грядущем светлановском фестивале? Посвятите их репертуару Светланова?

— Конечно, опорой будет то, что он любил и в чем был непревзойден — это русская музыка второй половины XIX и начала ХХ века. Но главную цель я бы с формулировал так: дать представление о том, как современному дирижеру достичь успеха в профессии и притом сохранить верность себе.

Надо понимать, что деятельность дирижера в России имеет свои особенности. На нем лежит широкий спектр обязанностей, многие из которых даже не имеют прямого отношения к музыке. Например, надо заботиться о хороших отношениях с властью, ибо другого серьезного источника финансирования филармонического искусства в нашей стране нет, а симфонический оркестр в принципе не может быть предприятием прибыльным. А вот важной культурной доминантой города, где тебе выпало работать, он должен стать. Чтобы о нем знали и шире, по стране, а возможно, и за ее пределами. Чтобы приезжали на гастроли яркие солисты, дирижеры. В России не так много филармоний, работающих на таком уровне. Образец — Екатеринбургская, несущая огромную просветительскую нагрузку.

Еще одна российская сложность: практически невозможно достичь взаимодействия между несколькими коллективами. Допустим, ты хочешь сделать оперную постановку, а денег на нее не хватает. Предлагаешь копродукцию трех-четырех театров, но тебе скажут: у нас по закону деньги могут быть выделены одному коллективу на конкретную работу, и он не имеет права ими с кем-то делиться. Тебе дали средства — изволь отчитаться спектаклем. А не четвертью или третью спектакля. Конечно, когда очень надо, выкручиваешься. Скажем, оформляешь работу как аренду зарубежной постановки, ввозишь ее на полгода, потом должен обязательно вывезти, чтобы таможня не придралась. Вот почему, кстати, у нас все копродукции в Большом театре были только с иностранными коллективами.

Или такая законодательная нелепость: ни одно наше учреждение культуры не может иметь нескольких учредителей. Хотя все крупнейшие театры мира — например, Ла Скала — учреждены государством, городом, районом, частными фондами. И это значительно расширяет их правовые, финансовые возможности.

— В Датской Королевской опере, где вы сейчас главный дирижер, этих странностей нет?

— Этих— нет. Там ты, например, не должен заниматься административными вопросами, а только предоставляешь театру, так сказать, свое творческое лицо, доказываешь высокий творческий уровень труппы своей прямой работой. С другой стороны, это коллектив непростой хотя бы уже потому, что здесь под началом одного генерального менеджера существуют по сути три различных театра: опера, балет и драма. Недавно опера получила новое здание, построенное меценатом — и тут интендант озаботился: у нас нет столько людей и денег, чтобы заполнить две сцены. Его успокоили: добавим. Но вместо этого, наоборот, срезали и деньги, и штат, пришлось сократить ряд хористов...

— Удается поставить на датской сцене что-то русское?

— Мой репертуар определен на весь срок контракта, подписанного по сезон 2020-2021 включительно. И я уже знаю все, что буду дирижировать. В этом году предстоит новая постановка «Турандот» Пуччини и оперы американца Джона Адамса «Никсон в Китае» — которая, кстати, осенью 2020 года приедет в Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко не без моей подачи и под моим управлением. Через год буду дирижировать новую постановку «Кармен», «Симона Бокканегра» и «Парсифаля». Что касается русской музыки — пару лет назад я дирижировал «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Но русская опера в Дании не так популярна, как, например, в Париже.

— Королевская семья в Королевскую оперу ходит?

— А как же! Уже на моей памяти раза три приходила... Меня даже инструктировали: если на спектакль пожаловала королева, ты должен поклониться сперва ей, потом остальным.

— Нет мысли возобновить сотрудничество с Большим театром?

— У меня были от них предложения, но нет ощущения, что они сами в состоянии их вытянуть. Поэтому я пока все отклонил.

— Какой русской работой на Западе гордитесь? А совсем не русской?..

— Горжусь тем, что пять лет назад провел в Монпелье очень, по-моему, удачное концертное исполнение «Жизни за царя» Глинки. Ну и, конечно, «Кольцо нибелунга» Вагнера, которое мы сделали этой весной на базе Симфонического оркестра города Оденсе.

— Что, связанное с памятью вашего отца, задумываете?

— Запланирован концерт памяти Александра Филипповича с Госоркестром 23 декабря 2019 года.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6184
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4782
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....