Главная Культура 00:01 09 Ноября 2018 3373
Блокадный тупик

В Петербурге затеяли очередную «стройку века»

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Первый Музей обороны и блокады Ленинграда не работает уже больше года: якобы нет денег на ремонт. Фото: globallookpress.com

Первый Музей обороны и блокады Ленинграда, известный на весь мир, созданный еще в войну самими ленинградцами, не работает уже больше года. Говорят, в городской казне нет средств на его ремонт. Зато на возведение огромного комплекса на Смольной набережной деньги нашлись — и немалые! Хотя проект (уже утвержден) раскритикован большинством специалистов и самими блокадниками. Как и сама идея с этим музейно-выставочным сооружением.

Общественность города на Неве не один год хлопотала о расширении старого музея в Соляном городке. Большая часть блокадной экспозиции из-за тесноты сгрудилась в запасниках. В Минобороны согласились освободить музейщикам еще один зал на первом этаже того же здания. Но зал нуждается в ремонте. Однако власти затеяли масштабную и затратную новостройку. Скандальная эпопея с возведением стадиона на Крестовском острове, ставшего самым дорогим и коррупционноемким в мире, ничему не научила.

А комплекс обещает стать грандиозным. Расположится он на вершине насыпного холма. Здание площадью 25 тысяч кв. метров, состоящее из нескольких многоэтажных башен-кубов, по задумке архитектора Никиты Явейна, должно напоминать средневековый замок. Нечто похожее строилось в 1920-х в Германии, отражая вкусы сторонников реванша германского милитаризма. О чем напомнил нам Иван Уралов, известный монументалист, в 1994-2005 годах бывший главным художником города. Иван Григорьевич убежден: вряд ли такое визуальное «сближение» уместно, когда речь идет о блокаде Ленинграда. Не говоря уже об архитектурной примитивности сооружения.

Тем временем о создании еще одного музея, посвященного героическим ленинградским 900 дням и ночам, заявила инициативная группа, в которую входят историки, музейщики, архитекторы, градозащитники. Речь о сохранившемся на Петроградской стороне Левашовском хлебозаводе, работавшем в годы фашистской осады. Несколько лет назад основной корпус завода, построенный в 1930-е, обрел статус объекта культурного наследия регионального значения как памятник советского конструктивизма. Его новый владелец — предприниматель предлагает реконструировать там несколько помещений и разместить в них мемориальную экспозицию.

Прецедент есть: выставочное пространство «Ленрезерв», самое большое собрание артефактов времен Великой Отечественной в городе на Неве, а возможно, и в России. На территории 10 тысяч кв. метров, некогда занимаемой цехами Ленинградского механического завода, сейчас разместились несколько постоянно действующих выставок, собрание раритетной техники, оружия, амуниции, документов, знамен, вынесенных нашими бойцами из окружения. Все — подлинники. Все доступно для желающих посмотреть, потрогать, приобщиться. Выкупил заводскую территорию, собрал свои коллекции в единую экспозицию, доступную в дни памятных дат для посетителей бесплатно, питерский бизнесмен Анатолий Бернштейн. По его словам, исключительно из любви к истории и в память о дедушке-фронтовике.

К грядущему 75-летию снятия блокады Ленинграда в январе 2019-го он готовит новую выставку «Блокадная комната артистки». Передал материалы для нее Всеволод Инчик, профессор Петербургского архитектурно-строительного университета. Он собирал их с первых месяцев осады, которую пережил ребенком.

— Я давно думал передать собранные мной вещи блокадной поры в надежные руки, все-таки не за горами 90-летие, — объясняет «Труду» Всеволод Владимирович. — Предлагал коллекцию чиновникам, но дальше обещаний дело не пошло...

Инициаторы строительства нового музейного комплекса объявили сбор блокадных раритетов. Но это предложение не вызывает душевного отклика у таких, как профессор Инчик.

— От идеи я не в восторге. У нас же есть музей в Соляном! Его нужно отремонтировать и восстановить. К тому же новые экспозиции на Смольной набережной обещают сделать преимущественно интерактивными. Но в любом музее ценятся реальные предметы, а не их муляжи, дубликаты, тем более видео. Если есть деньги, лучше на них поддержать уже существующие хранилища!

Да, мемориальных музеев в Петербурге немало — в основном ведомственных. В последние годы держатся они главным образом на энтузиазме, так как средств на содержание и пополнение экспозиций хронически не хватает. Однако люди не жалуются, коллекциями дорожат, посетителей привечают.

Скажем, в педагогическом колледже № 8 создали Музей блокадного детского сада. Его нынешняя заведующая Елена Дмитриева еще студенткой помогала создавать экспозицию своей учительнице Любови Береговой, не понаслышке знавшей о войне. Здесь более 500 экспонатов: стеганые подушки на стульях, чтобы ребятишки могли сидеть (из-за дистрофии кости врезались в кожу), «наше солнышко» (так дети называли коптилку), альбомный лист с рисунком трехлетнего Шурика Игнатьева, объяснившего изображение так: «Это война, а посередине булка».

В музее школы № 340 есть «Блокадная комната» и «Кабинет Ольги Берггольц», предметы в каждой подлинные. В одном из залов Музея истории Кировского завода разместились диорама, вещи заводчан. Широко известен музей средней школы № 235 имени Д.Д. Шостаковича «А музы не молчали...» — ежегодно в нем бывают тысячи экскурсантов...

Школьные, вузовские, заводские, транспортных компаний хранилища артефактов времен Великой Отечественной есть практически в каждом районе города-героя. Это, по выражению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, целый архипелаг, хранящий память о пережитом в блокаду. И что, надо все это собирать под одной крышей? У директора школьного музея «А музы не молчали...» Ольги Прутт другое мнение.

— Как бы наш «блокадный архипелаг» не погребли под затеей административного объединения! — с тревогой говорит корреспонденту «Труда» Ольга Герасимовна. — Убеждена, «архипелагом» должны заниматься люди, которые любят город и разбираются в теме, а не назначенные на пост по знакомству. Надо бережнее относиться к тому, что есть, что сохраняет память, а не городить новостройки. Такой подход ближе и понятнее людям, чем сомнительная и затратная затея с новым комплексом.

«Махина на валу», как успели окрестить проект питерские острословы, обойдется бюджету, если верить официальным данным, в 6-8 млрд рублей. Хотя все помнят, как, будто на дрожжах, в разы, росла на глазах изумленной публики стоимость и стадиона на Крестовском, и других питерских «строек века». А тем временем первый транш в 1,9 млрд уже осваивается Центром выставочных и музейных проектов, учредителем которого является комитет имущественных отношений городской администрации. Замдиректора по музейной и выставочной деятельности служит там с некоторых пор Милена Третьякова, ее-то и считают главным «идеологом» нового музея.

Горожане не без сарказма цитируют ее многословные выступления в СМИ, где будущий комплекс на набережной подается как «национальный институт по изучению, документированию и презентации истории блокады и обороны Ленинграда». Для чего «в его состав войдут мемориал, увековечивающий память жителей и защитников города, научно-исследовательский центр, постоянная экспозиция и зона временных выставок, образовательный центр, театрально-концертный центр, а также фондохранилище и архив». За такие деньги «наворотить» можно чего угодно!

— Милена недолго работала у нас в историческом блокадном музее в Соляном городке, — говорит Ирина Муравьева, известный питерский историк блокады. — Запомнилась тем, что ратовала за перевод всех экспозиций «в цифру». Я не против современных технологий, мы использовали их в работе, когда позволяло финансирование. Но не в ущерб же «живым» экспонатам! Что касается исследовательской работы, то мы ведем ее с первых дней воссоздания музея в 1989 году. Вернули за эти годы из небытия немало имен павших за город воинов и умерших жителей, собрали богатый архив воспоминаний очевидцев. Регулярно проводили встречи с ветеранами, вечера памяти. Скромные во всех смыслах возможности нашего музея этому не мешали...

Ирина Александровна проработала в Соляном без малого 30 лет. Ушла вместе с группой сотрудников год назад не по своей воле. Там в очередной раз сменился директор, затеял очередную и, как показало время, бессмысленную «перестройку». Из-за чехарды блокадная коллекция растеряла часть предметов. На ремонт здесь требуются не миллиарды, а около 20 млн рублей. Может, именно потому прежний музей не интересен чиновникам. То ли дело затея с отсыпанием холма и возведением махины.

P.S. На днях я побывала в Соляном городке. Постояла у закрытой двери дома № 9 с вывеской «Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда». Рядом с ней на дверях висит другая табличка, совсем лаконичная: «Закрыт на ремонт». Да, научились мы с помпой проводить парады, тратить миллиарды на мегапроекты, постоянно учить друг друга любить Родину. Но память, патриотизм — это совсем другие материи.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9489
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7188
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?