Главная Культура 00:01 09 Ноября 2018 3465
Блокадный тупик

В Петербурге затеяли очередную «стройку века»

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Первый Музей обороны и блокады Ленинграда не работает уже больше года: якобы нет денег на ремонт. Фото: globallookpress.com

Первый Музей обороны и блокады Ленинграда, известный на весь мир, созданный еще в войну самими ленинградцами, не работает уже больше года. Говорят, в городской казне нет средств на его ремонт. Зато на возведение огромного комплекса на Смольной набережной деньги нашлись — и немалые! Хотя проект (уже утвержден) раскритикован большинством специалистов и самими блокадниками. Как и сама идея с этим музейно-выставочным сооружением.

Общественность города на Неве не один год хлопотала о расширении старого музея в Соляном городке. Большая часть блокадной экспозиции из-за тесноты сгрудилась в запасниках. В Минобороны согласились освободить музейщикам еще один зал на первом этаже того же здания. Но зал нуждается в ремонте. Однако власти затеяли масштабную и затратную новостройку. Скандальная эпопея с возведением стадиона на Крестовском острове, ставшего самым дорогим и коррупционноемким в мире, ничему не научила.

А комплекс обещает стать грандиозным. Расположится он на вершине насыпного холма. Здание площадью 25 тысяч кв. метров, состоящее из нескольких многоэтажных башен-кубов, по задумке архитектора Никиты Явейна, должно напоминать средневековый замок. Нечто похожее строилось в 1920-х в Германии, отражая вкусы сторонников реванша германского милитаризма. О чем напомнил нам Иван Уралов, известный монументалист, в 1994-2005 годах бывший главным художником города. Иван Григорьевич убежден: вряд ли такое визуальное «сближение» уместно, когда речь идет о блокаде Ленинграда. Не говоря уже об архитектурной примитивности сооружения.

Тем временем о создании еще одного музея, посвященного героическим ленинградским 900 дням и ночам, заявила инициативная группа, в которую входят историки, музейщики, архитекторы, градозащитники. Речь о сохранившемся на Петроградской стороне Левашовском хлебозаводе, работавшем в годы фашистской осады. Несколько лет назад основной корпус завода, построенный в 1930-е, обрел статус объекта культурного наследия регионального значения как памятник советского конструктивизма. Его новый владелец — предприниматель предлагает реконструировать там несколько помещений и разместить в них мемориальную экспозицию.

Прецедент есть: выставочное пространство «Ленрезерв», самое большое собрание артефактов времен Великой Отечественной в городе на Неве, а возможно, и в России. На территории 10 тысяч кв. метров, некогда занимаемой цехами Ленинградского механического завода, сейчас разместились несколько постоянно действующих выставок, собрание раритетной техники, оружия, амуниции, документов, знамен, вынесенных нашими бойцами из окружения. Все — подлинники. Все доступно для желающих посмотреть, потрогать, приобщиться. Выкупил заводскую территорию, собрал свои коллекции в единую экспозицию, доступную в дни памятных дат для посетителей бесплатно, питерский бизнесмен Анатолий Бернштейн. По его словам, исключительно из любви к истории и в память о дедушке-фронтовике.

К грядущему 75-летию снятия блокады Ленинграда в январе 2019-го он готовит новую выставку «Блокадная комната артистки». Передал материалы для нее Всеволод Инчик, профессор Петербургского архитектурно-строительного университета. Он собирал их с первых месяцев осады, которую пережил ребенком.

— Я давно думал передать собранные мной вещи блокадной поры в надежные руки, все-таки не за горами 90-летие, — объясняет «Труду» Всеволод Владимирович. — Предлагал коллекцию чиновникам, но дальше обещаний дело не пошло...

Инициаторы строительства нового музейного комплекса объявили сбор блокадных раритетов. Но это предложение не вызывает душевного отклика у таких, как профессор Инчик.

— От идеи я не в восторге. У нас же есть музей в Соляном! Его нужно отремонтировать и восстановить. К тому же новые экспозиции на Смольной набережной обещают сделать преимущественно интерактивными. Но в любом музее ценятся реальные предметы, а не их муляжи, дубликаты, тем более видео. Если есть деньги, лучше на них поддержать уже существующие хранилища!

Да, мемориальных музеев в Петербурге немало — в основном ведомственных. В последние годы держатся они главным образом на энтузиазме, так как средств на содержание и пополнение экспозиций хронически не хватает. Однако люди не жалуются, коллекциями дорожат, посетителей привечают.

Скажем, в педагогическом колледже № 8 создали Музей блокадного детского сада. Его нынешняя заведующая Елена Дмитриева еще студенткой помогала создавать экспозицию своей учительнице Любови Береговой, не понаслышке знавшей о войне. Здесь более 500 экспонатов: стеганые подушки на стульях, чтобы ребятишки могли сидеть (из-за дистрофии кости врезались в кожу), «наше солнышко» (так дети называли коптилку), альбомный лист с рисунком трехлетнего Шурика Игнатьева, объяснившего изображение так: «Это война, а посередине булка».

В музее школы № 340 есть «Блокадная комната» и «Кабинет Ольги Берггольц», предметы в каждой подлинные. В одном из залов Музея истории Кировского завода разместились диорама, вещи заводчан. Широко известен музей средней школы № 235 имени Д.Д. Шостаковича «А музы не молчали...» — ежегодно в нем бывают тысячи экскурсантов...

Школьные, вузовские, заводские, транспортных компаний хранилища артефактов времен Великой Отечественной есть практически в каждом районе города-героя. Это, по выражению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, целый архипелаг, хранящий память о пережитом в блокаду. И что, надо все это собирать под одной крышей? У директора школьного музея «А музы не молчали...» Ольги Прутт другое мнение.

— Как бы наш «блокадный архипелаг» не погребли под затеей административного объединения! — с тревогой говорит корреспонденту «Труда» Ольга Герасимовна. — Убеждена, «архипелагом» должны заниматься люди, которые любят город и разбираются в теме, а не назначенные на пост по знакомству. Надо бережнее относиться к тому, что есть, что сохраняет память, а не городить новостройки. Такой подход ближе и понятнее людям, чем сомнительная и затратная затея с новым комплексом.

«Махина на валу», как успели окрестить проект питерские острословы, обойдется бюджету, если верить официальным данным, в 6-8 млрд рублей. Хотя все помнят, как, будто на дрожжах, в разы, росла на глазах изумленной публики стоимость и стадиона на Крестовском, и других питерских «строек века». А тем временем первый транш в 1,9 млрд уже осваивается Центром выставочных и музейных проектов, учредителем которого является комитет имущественных отношений городской администрации. Замдиректора по музейной и выставочной деятельности служит там с некоторых пор Милена Третьякова, ее-то и считают главным «идеологом» нового музея.

Горожане не без сарказма цитируют ее многословные выступления в СМИ, где будущий комплекс на набережной подается как «национальный институт по изучению, документированию и презентации истории блокады и обороны Ленинграда». Для чего «в его состав войдут мемориал, увековечивающий память жителей и защитников города, научно-исследовательский центр, постоянная экспозиция и зона временных выставок, образовательный центр, театрально-концертный центр, а также фондохранилище и архив». За такие деньги «наворотить» можно чего угодно!

— Милена недолго работала у нас в историческом блокадном музее в Соляном городке, — говорит Ирина Муравьева, известный питерский историк блокады. — Запомнилась тем, что ратовала за перевод всех экспозиций «в цифру». Я не против современных технологий, мы использовали их в работе, когда позволяло финансирование. Но не в ущерб же «живым» экспонатам! Что касается исследовательской работы, то мы ведем ее с первых дней воссоздания музея в 1989 году. Вернули за эти годы из небытия немало имен павших за город воинов и умерших жителей, собрали богатый архив воспоминаний очевидцев. Регулярно проводили встречи с ветеранами, вечера памяти. Скромные во всех смыслах возможности нашего музея этому не мешали...

Ирина Александровна проработала в Соляном без малого 30 лет. Ушла вместе с группой сотрудников год назад не по своей воле. Там в очередной раз сменился директор, затеял очередную и, как показало время, бессмысленную «перестройку». Из-за чехарды блокадная коллекция растеряла часть предметов. На ремонт здесь требуются не миллиарды, а около 20 млн рублей. Может, именно потому прежний музей не интересен чиновникам. То ли дело затея с отсыпанием холма и возведением махины.

P.S. На днях я побывала в Соляном городке. Постояла у закрытой двери дома № 9 с вывеской «Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда». Рядом с ней на дверях висит другая табличка, совсем лаконичная: «Закрыт на ремонт». Да, научились мы с помпой проводить парады, тратить миллиарды на мегапроекты, постоянно учить друг друга любить Родину. Но память, патриотизм — это совсем другие материи.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6037
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4496
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....