На днях одна из пострадавших в той истории – Алена Дудаль – обратилась в Европейский суд по правам человека, чтобы обязать государство через ЕСПЧ выплатить ей компенсацию. Дудаль оказалась в числе раненых – пуля Евсюкова попала ей в лопатку и повредила шейный позвонок. Пострадавшая потребовала от государства миллион рублей. Однако районный и городской суды Москвы отказали ей в компенсации. По мнению судей, в момент расстрела Денис Евсюков находился не при исполнении обязанностей, а значит, государство за него ответственности не несет.
Не повезло пострадавшим... Вот если бы Евсюков заманил посетителей супермаркета на территорию своего ОВД «Царицыно» и расстрелял бы их там во время рабочего дня, то все было бы совсем по-другому.
Как рассказал нам адвокат Игорь Трунов, защищавший двух других потерпевших по делу Евсюкова – Илью Герасименко и Луизу Салихову, – им удалось отсудить на двоих около 600 тысяч рублей, да и то не у государства, а у самого майора-убийцы. При этом никаких денег так и не удалось получить, поскольку доход Евсюкова в колонии слишком низкий. От имени своих подзащитных Трунов уже давно подал иск в ЕСПЧ, так что иск Алены Дудаль, скорее всего, будет объединен с ними в одно дело.
Адвокат рассказал, с каким трудом им удалось доказать, что ущерб пострадавшим нанесен «средством повышенной опасности», какими являлись патроны от табельного оружия Евсюкова. А если хозяин этого «средства» МВД, то оно и должно платить за ущерб. Однако иск был перенаправлен самому майору – у него на момент преступления были хорошая квартира, машины, которые могли быть обращены для выплаты компенсации. Но хитрость в том, что суд рассматривал данные по имуществу Евсюкова на момент подачи запроса, а не на момент совершения преступления. Понятно, что за эти два с лишним года родственники уже давно разобрались с имуществом майора – он же пожизненно сидит, ему оно уже явно не пригодится. В результате с майора все взятки гладки.
По мнению Трунова, даже если ЕСПЧ примет решение в пользу потерпевших, МВД всеми силами будет отбиваться от денежных исков, потому что там понимают: если возникнет хотя бы один прецедент по выплате пострадавшим от его сотрудников, то со всех сторон на ведомство посыпятся иски. Случаев, когда сотрудники МВД убивали или калечили граждан, настолько много, что никаких бюджетов на погашение этих исков не хватит.