Главная Культура 00:07 08 Июля 2016 5570
Я тебя никогда не забуду. «Юнона и Авось», 35 лет спустя

Этот спектакль сыгран более полутора тысяч раз. На нем выросло три поколения актеров и четыре поколения зрителей

Виктория Пешкова

Прав был Александр Сергеевич — очень странные бывают в жизни сближения. Необъяснимые. Судьбоносные... Режиссер Марк Захаров в детстве зачитывался книжкой Николая Чуковского «Водители фрегатов», повествующей о выдающемся мореплавателе И. Ф. Крузенштерне. Упоминалось в ней и об одном из его сподвижников — графе Николае Петровиче Резанове, путешественнике и дипломате, устанавливавшем торговые и культурные связи между Россией и Америкой. Имя этого человека осело где-то в глубине мальчишеской памяти, чтобы всплыть несколько десятилетий спустя.

Поэту Андрею Вознесенскому во время его поездки по Америке показали одну из самых романтических достопримечательностей Сан-Франциско — могилу Кончиты Марии де ля Консепсьон, дочери губернатора города Хосе Дарио Аргуэльо, обручившейся в 1806 году с русским графом Николаем Петровичем Резановым и ушедшей в монахини после 35 лет ожидания уехавшего за разрешением на брак жениха... Так родилась поэма с непереводимым ни на один другой язык мира, но абсолютно понятным каждому русскому человеку названием «Авось».

Однако с первого раза это «авось» не сработало: режиссера и его соратника — композитора Алексея Рыбникова тогда волновали сюжеты древнерусской литературы, в частности «Слово о полку Игореве» и мелодии православных церковных песнопений. Но внятной идеи у них не было, а потому попытка убедить поэта-лауреата сочинить нечто отвечающее их зыбким мечтаниям провалилась. Как оказалось, к счастью!

И вот 9 июля 1981 года на сцене московского театра имени Ленинского комсомола сыграли премьеру. Жанр спектакля был обозначен более чем расплывчато — «современная опера». Понятие «рок-опера» в стране, где и на джаз-то косились, не приветствовалось. Тогда много чего не приветствовалось или было под запретом. Но спектакль, рассказывающий о том, как русский граф отправился устанавливать торговые связи с Америкой и мало того — обручился с американкой испанского происхождения, к показу вдруг разрешили. Несмотря на чувственные танцевальные номера, поставленные балетмейстером Владимиром Васильевым. Несмотря на то, что со сцены, над которой парил образ Божьей Матери, неслись православные песнопения, а у персонажей, когда они выходили на авансцену, в прорезях рубах тускло отсверкивали нательные кресты.

Так куда же смотрели и о чем думали партийные и минкультовские функционеры на сдаче премьеры, состоявшейся накануне? Где было их партийное и классовое чутье? Как допустили?! И тогда, и теперь многие склонны видеть в этом чудо Божие. Так проще, так легче. Чудо ведь в объяснениях не нуждается. Да вот только, по-моему, никакого чуда не было! О любви, беззаветной и бескомпромиссной, забывающей самое себя, минкультовские дамы грезили не меньше простых советских ткачих и врачих. Да и в глубинах самых заскорузлых чиновничьих душ были живы воспоминания о той поре, когда так сладко мечталось о подвигах, дальних морях и той единственной, ждущей на берегу.

Ведь ни руководящие кресла, ни спецпайки не заменят собой мечту окончательно и бесповоротно. А «Юнона и Авось» — это история о мечте и о счастье, которое никогда не бывает легким и за которое всегда приходится платить самую высокую цену.

Впрочем, сам Марк ЗАХАРОВ признался корреспонденту «Труда», что все-таки до сих пор верит: без вмешательства высших сил тут не обошлось.

— Это был единственный случай в моей режиссерской практике, когда на сдаче спектакль большой комиссии не просто понравился, а был признан высокопатриотичным — и это многое определяло в его судьбе. В самом заматерелом функционере какой-то кусочек души, конечно, еще трепыхается. Но такие люди умеют, когда нужно, наступить на этот кусочек каблуком: партийное, классовое сознание не дремлет! Сколько замечательных спектаклей гибло накануне премьеры, буквально на взлете, а сколько было задушено задолго до предпремьерных показов! Но есть силы, которые могут вмешаться в привычный ход вещей, если сочтут это необходимым. И раскладывать на составляющие счастливую судьбу «Юноны и Авося» мне кажется совершенно бессмысленным. Невозможно предугадать результат заранее. Даже больше — нельзя рассчитывать на успех, он непредсказуем, и это — самое мудрое из установлений нашей Вселенной.

— Да, спектакль сыгран более полутора тысяч раз, — продолжает Марк Захаров. — На нем выросло три поколения актеров и четыре поколения зрителей. Зал и сегодня полон, хотя никто уже не стоит по ночам в очереди в кассу, не печатает фальшивые билеты и не проникает в театр по пожарным лестницам. Но сегодня мне признание зрителя, пожалуй, даже дороже, чем тогда, 35 лет назад. Потому что сегодня заставить человека прийти в театр гораздо сложнее. И не в том дело, что конкурентов у театра много, а в том, что мало причин, по которым он захочет открыть свою душу навстречу тому, что происходит на сцене. А без этого слияния души и вымысла театра быть не может.

На «Юноне и Авосе» это происходит. И будет происходить и в двухтысячный, и в трехтысячный раз. Есть зрители, которые приходят на этот спектакль каждый год. Есть и такие, кто, увидев тот первый, породивший легенду актерский состав, остается ему верен спустя десятилетия, как Кончита — своему любимому. И те и другие оставляют «Юнону и Авось» в своем сердце на всю оставшуюся жизнь.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6063
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4591
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....