Главная Культура 00:05 08 Апреля 2016 4327
«Играть Ахмадулину - это и счастье, и страх»

Чулпан Хаматова - о новых ролях и трех китах своей жизни

Ольга Абдуллаева

С Чулпан Хаматовой мы встретились на неожиданной территории — в итальянском посольстве в Москве. Здесь, в одном из красивейших московских особняков, корреспонденту «Труда» и удалось задать актрисе несколько вопросов «за жизнь». Разговор зашел о готовящейся многосерийной ленте «Таинственная страсть», о том, почему съемкам в кино Чулпан теперь больше предпочитает театр и как все это удается совмещать с большой благотворительной деятельностью.

— Слышала, что готовится к выпуску сериал «Таинственная страсть» по знаменитому роману Василия Аксенова.

— Фильм уже полностью снят и вскоре должен выйти на Первом канале. Жду этого момента. Я играю героиню, прототип которой — Белла Ахмадулина. В картине зрители узнают и таких персон, как Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Булат Окуджава... Это кино — про знаменитых шестидесятников, про оттепель, про прекрасную любовь. Про тех людей, что пытались глотнуть воздух свободы сквозь полуоткрытую форточку, которая очень быстро снова захлопнулась.

— Трудно ли было играть исторический персонаж?

— Трудно — не совсем подходящее слово. Было страшно из-за огромной ответственности. Но получить такую роль — счастье. Прочувствовать героиню мне помог супруг Беллы Ахатовны Борис Мессерер. Прекрасный человек, он бережно хранит воспоминания о супруге. Фотографии, записи, видео...

— В последнее время вы практически отказались от ролей в кино и погрузились в мир театра. Отчего?

— Не поступает таких предложений, которые бы выдержали сравнение с фильмами Абдрашитова, Тодоровского, Худойназарова, Александра Прошкина, у которых я в свое время начала сниматься. Сейчас в кино все делается быстро, ушла в прошлое скрупулезная разработка образов, сюжетов. Какое-то время мне по инерции продолжали посылать сценарии, но я все чаще отказывалась, и на меня, похоже, махнули рукой.

— Вы помните, как попали на пробы к Абдрашитову?

— Еще бы! Я тогда училась в театральном институте. По сценарию «Времени танцора» моей героине было 30 лет, а мне на тот момент исполнилось 19, выглядела же я как 14-летний подросток: пухлые щеки, совершенно детское выражение лица... Сейчас просматриваю свои фотографии того времени и удивляюсь, как меня могли утвердить на эту роль. Абдрашитову посоветовала посмотреть меня ассистент по актерам, которая увидела мой студенческий этюд — я изображала змею, вылезающую из ящика. У меня было закрыто лицо, видны только глаза и рука.

Перед первой пробой я подумала, что раз моя героиня живет на Кавказе, то она обязательно должна быть загорелой. Тогда, в 1997-м, автозагары только появились. Намазалась я чудо-кремом и легла спать. Проснувшись, увидела в зеркале, что половина лица у меня темно-коричневая, а вторая, что лежала на подушке, — белая. Руки тоже потемнели не все — между пальцами светились перепонки, как у лягушки. Меня пытались отмыть, но безрезультатно. В кадре я снималась только одной стороной.

На следующую пробу девочки из общежития дали мне высокие каблуки и узкую юбку. Дело было ранней весной, в такую же погоду, как сейчас в Москве. Подморозило. И пока я шла в студию по заледенелому настилу (впервые в жизни на каблуках), упала несколько раз. Пришла на площадку грязная, в порванной юбке... Тем не менее Вадим Юсупович в меня поверил, и это, без преувеличения, сделало мне судьбу. Дальше уже все пошло почти автоматом: кино, театр, запись на телевидении, снова театр...

— Наивный, наверное, вопрос. Что для вас важнее: творчество или благотворительность?

— И семья! Вместе с работой в фонде и сценой это те три кита, три медузы, три черепахи, если хотите, три ступени космической ракеты, которыми поддерживается и движется вся моя жизнь. Возможно, покажусь вам бесконечной идеалисткой, но уверена, что без мысли о тех, к кому мы адресуемся со сцены или с экрана, наша деятельность бессмысленна. Так мое творчество в театре и кино стало незаметно для меня самой переливаться в работу фонда. Пользуясь случаем, хочу рассказать всем, что помочь подопечным нашего фонда очень просто — нужно всего лишь отправить СМС с любой суммой цифрами на наш короткий номер для пожертвований 6162.

— Договорились. И обещаю крупно дать этот номер в «Труде» при публикации вашего интервью. Работа с больными детьми нелегка физически и особенно морально. Сталкивались ли вы с так называемым эмоциональным выгоранием?

— Конечно, есть такая проблема. Поначалу мы не представляли себе реальных трудностей. Не думали, что некоторые наши волонтеры (в основном это молодые люди, не обремененные семьями и часто не имеющие опыта социально ответственной работы) станут настолько терять почву под ногами. Многие из этих ребят вскоре покинули фонд. Сейчас мы внимательно отслеживаем настроение наших волонтеров, а их у нас около двух тысяч. И если замечаем у них эмоциональную усталость, то сразу предлагаем сходить в театр, в музей или просто в кафе, чтобы отвлечься от горестей.

Меня это тоже коснулось. Конечно, я не бросила дело, но пришлось обращаться за помощью к психологу. Огромную поддержку оказывает и поэзия. Даже большую, чем психолог. Стихи в их совершенстве формы, в отобранности смыслов, в отточенной краткости показывают такой пример человеческого созидательного духа, что это заряжает громадной энергией. Еще меня «лечат» поездки в Италию. А сейчас, когда у моих детей школьные каникулы, стараюсь все время проводить с ними. И это тоже успокаивает.

— Чулпан, как вам удается на все найти время?

— Поначалу было очень тяжело. Я уже не понимала, где в моей жизни кино, где семья, где фонд. Несмотря на все мои попытки как-то регламентировать, сколько времени я должна уделять своим детям, сколько работе и благотворительности. Но в какой-то момент поняла, что все это не работает. Под № 156 в моей записной книжке было записано постричь ногти детям, следующим пунктом — позвонить чиновникам и обсудить проблемы больных детей. Тогда я и решила пойти к психологу. Она спросила: «А вы не можете просто не думать об этом?» Я ответила: «Не могу. Я окончила физико-математическую школу. Мне нужна схема. Мне нужна логика». Тогда мне посоветовали плыть по течению и оставить все как есть.

— У звезд распространена такая практика: знаменитый человек «продает» возможность провести с ним обед или ужин, а вырученные средства идут на благотворительность. Вы пользуетесь таким приемом?

— Когда мы 10 лет назад создавали фонд, будущее было в потемках. И я была готова на самые безумные встречи ради того, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Однажды за вечер я шесть раз ужинала с богатыми людьми. Фонду нужно было получить финансовую помощь, чтобы отремонтировать вентиляцию в детской клинической больнице. Все эти встречи проходили в одном месте: богатые люди ходят по одним и тем же дорогим ресторанам. Когда я появилась в том же зале в третий раз с новым мужчиной, портье взглянул на меня, не скрывая недоумения. Пять встреч не принесли пользы. И когда мне предложили в шестой раз посмотреть меню, а было уже 12 ночи, я не выдержала, из глаз хлынули слезы, и я сказала без церемоний: «Не надо меня кормить, дайте лучше денег». И это подействовало: мы не только смогли отремонтировать отделение в больнице , но и очень подружились с тем человеком, которому не удалось меня накормить, но который полностью оплатил ремонт.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6037
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4497
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....