Опасаясь тотального дефицита, импортеры после начала СВО принялись срочно завозить гаджеты с большим запасом. Однако их страхи оказались сильно преувеличены.
К прошлому лету наладились каналы параллельного импорта, которые обеспечивают стабильное поступление на рынок новой техники. К тому же из-за сокращения реальных доходов упал спрос на электронику. Чтобы оживить продажи, дистрибьюторы вынуждены идти на хорошие скидки. Так что сейчас самое время для выгодного шопинга.
В отсутствие дефицита покупатели успокоились. Новый год, 23 Февраля и 8 Марта на некоторое время пролонгировали повышенный спрос, но с окончанием праздников он резко шел на спад. Люди просто успели купить все, что им было нужно и не нужно. А потребности населения в электронике небезграничны.
По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, спрос на электронику в минувшем марте оказался почти на треть ниже, чем год назад. К такому резкому падению интереса к смартфонам, планшетам, компьютерам и ноутбукам бизнес оказался не готов. Закупки оборудования производились исходя из совершенно иных прогнозов. В результате склады оказались забиты товаром, с которым теперь нужно что-то решать, точнее, придумывать, как достаточно оперативно сбыть с рук хотя бы по себестоимости.
К чему такая спешка и почему бы просто не подождать восстановления спроса? Тем более что эксперты считают, что это не за горами. Оживление традиционно происходит в июле — августе, когда миллионы российских семей задумываются о подготовке детей к новому учебному году. Именно в это время родители гарантированно покупают чадам большое количество смартфонов, «умных» часов и других гаджетов.
Однако существуют и другие резоны. Залежи техники на складах — это замороженные оборотные средства, которые ретейлерам необходимо высвобождать для финансирования текущей операционной деятельности и новых закупок. К тому же застрявшие на складах планшеты, смартфоны и ноутбуки с каждым месяцем теряют ликвидность. Техника — это не вино, тут долгое лежание на стеллажах не идет на пользу. Даже в состоянии покоя батареи гаджетов теряют емкость, а техническая начинка морально устаревает.
Стабильным спросом сейчас пользуется только техника Samsung и Apple (и то не вся). А вот за продукцией китайских производителей, особенно из второго эшелона, очередей из покупателей не наблюдается. Эти бренды мало знакомы, а потому продать такую продукцию на падающем рынке гораздо сложнее. Единственный по-настоящему действенный инструмент, который поможет это сделать, — хорошие скидки. Размер последних сейчас колеблется в диапазоне от 15 до 30% в зависимости от ретейлера.
Смогут ли скидки оживить рынок? Ответ мы узнаем в ближайшие несколько недель. А пока заметим, что успех даже снижающим цены продавцам не гарантирован. За последний год россияне вспомнили, что вышедшие из строя смартфоны, планшеты и ноутбуки можно не только выбрасывать, но и достаточно дешево ремонтировать. Люди вообще стали гораздо бережнее относиться к деньгам.
Сложившаяся ситуация нервирует продавцов и играет на руку покупателям. В отличие от разного рода «черных пятниц», «понедельников» и прочих интернет-распродаж, сейчас действительно можно купить хорошую технику и электронику с настоящей скидкой. И если не произойдет очередного катаклизма, то рынок, где условия диктует покупатель, как минимум продержится до лета.