Странная девушка Грета Тунберг и ее призывы к спасению планеты оказались лишь артподготовкой перед наступлением, грозящим изменить мир, в котором мы живем. Теперь в дело вступили орудия крупного калибра. Представленный Еврокомиссией экологический план European Green Deal ставит целью снижение к 2030 году атмосферных выбросов на 55% от уровня 1990 года. Ну и чем эти благие пожелания могут обернуться?
В качестве ключевой меры сдерживания выбросов за границами Евросоюза предлагается введение трансграничного углеродного налога, которым на границах ЕС обложат импорт стали, алюминия, проката, цемента, калийных и азотных удобрений и электроэнергии. Уже с 2023 года экспортеры должны будут в пилотном порядке отчитываться по углеродному следу их товаров без оплаты, а с 1 января 2026 года налог начнут взимать по полной.
Понятно, трансграничный налог будет бить по компаниям-экспортерам из третьих стран, среди которых по заявленной номенклатуре первой стоит Россия. Министр экономического развития РФ Максим Решетников оценил, что углеродный налог на российские поставки в Евросоюз железа, стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента влетит в 7,6 млрд долларов в год. Проект углеродного регулирования ЕС ведет к рыночному дисбалансу и неравной конкуренции с производителями из Европы, заявили в ассоциации «Русская Сталь», в которую входят крупнейшие производители металлопродукции в России. На деле ЕС задумал придержать конкурентов, переложив на них издержки по переходу на возобновляемую энергетику.
Определять размер углеродного налога собираются в Еврокомиссии, отталкиваясь от котировок «зеленых» сертификатов на рынке торговли квотами на выбросы. В июне цена тонны выбросов пробила потолок в 56 евро. Похоже, произвол ввозных пошлин гарантирован. Эксперты предлагают ввести углеродный налог у себя, чтобы не платить такой же Брюсселю. Однако тогда придется создать рынок квот у нас, унифицировать его с европейским. Играя по чужим правилам, мы откажемся от наших углеводородов и утратим динамику роста.
Декларируемая декарбонизация экономики будет в обозримой перспективе висеть дамокловым мечом над мировой нефтяной отраслью, где Россия занимает одно из ведущих мест. Химера под названием «нулевые углеродные выбросы к 2050 году», под флагом которой затевается «зеленая» революция, обещает обрушить потребление углеводородов в развитых странах. Но возможен ли в принципе экологический прорыв с полным отказом человечества от сгораемого топлива?
Пока углеродный налог не касается нашего экспорта газа и нефти напрямую. Ведь при их производстве выбросов в атмосферу немного, а перерабатывать и сжигать их уже будут потребители. Заявленная климатическая стратегия ЕС не затронула энергоносители. Но это пока: от ненавистников «Северного потока — 2» можно ждать сюрпризов в любой момент. Только без «чистого» газа Европе не отказаться от «грязного» угля еще как минимум полвека. А вот крекинговый газ из США подпадает под новые европейские нормы. Сланцевый СПГ, который лоббировал Трамп, тянет за собой заметный углеродный след, так как его извлечение связано с системными выбросами метана в атмосферу и загрязнением почвы химией. Тронут ли европартнеры Большого Брата или сделают, как всегда, «терапевтическое исключение», покажет время. Наш газ все равно будет дешевле.
Так или иначе Евросоюз поставил целью к 2035 году сократить до нуля выбросы углекислого газа от автотранспорта, то есть перейти на электромобили, включить дизельное судоходство в систему торговли квотами, отобрать у авиакомпаний бесплатные квоты, увеличить долю ВИЭ в энергобалансе до 40%. Страны, которые рулят «зеленой» перестройкой Евросоюза — Германия, Франция, скандинавы, голландцы, австрийцы, — готовы морально и экономически переходить на возобновляемые источники, что даст толчок науке и более рачительному отношению к ресурсам планеты. Но ЕС неоднороден.
Недавно министр финансов маленького Кипра озвучил грандиозный план реформ, затребованных Еврокомиссией как условие выделения острову 1,227 млрд евро на посткризисное восстановление и экологический рывок. Помимо решительного перехода на солнечную и ветровую генерацию электроэнергии Кипр на полном серьезе обещает избавиться от автомобилей на дизеле и бензине к 2035 году. Не только запретить ввоз на остров новых моделей, но и ликвидировать весь вторичный рынок традиционных машин! Проблема в том, что на острове нет железных дорог, трамваев, троллейбусов и метро. Электрозаправок на всем Кипре только 18, а электромобилей — пока две сотни. За 14 лет избавить сограждан от автотранспорта можно, только пересадив всех на гужевую тягу. Но куда девать «порше», «мерседесы» и БМВ и откуда завозить миллион мулов и ослов? Построить на Кипре дорогие ветрогенераторы и парки солнечных панелей, способные компенсировать все ТЭС, просто невозможно. При самой мощной инсоляции в Европе Кипр все равно должен решить проблему накопления электроэнергии, ведь ночью темно, а свет нужен! К слову, в декабре 2020-го госдолг Кипра достиг 25 млрд евро, или 119% ВВП, а переход на ВИЭ потребует десятки миллиардов и лет.
Реальные последствия для уровня жизни и темпов роста даже частичного отказа от сгораемого топлива в условиях климатической нестабильности не могут спрогнозировать самые дальновидные. А какие издержки от «экоскачка» понесут восточноевропейцы, балканские аутсайдеры и недисциплинированные южные страны, можно уже сейчас прикинуть. Но пока все они ослеплены перспективой получения дотаций из общеевропейского экологического пирога. Зато их фермеры, малый и средний бизнес, рабочие автопрома, безработные и малоимущие пенсионеры этого точно не оценят.
Если широко разрекламированный переход к «зеленой» энергетике до 2050 года застрянет, а деньги будут потрачены на второстепенные и малоэффективные проекты, то удар по неработающей и подорожавшей структуре национальных экономик будет сокрушительный. Винить в провале стратегии оздоровления планеты и Старого Света младоевропейцы будут Брюссель, Еврокомиссию, Байдена, происки Китая и «Газпрома», глобальное потепление и даже Грету, которая к тому времени, надеемся, все же станет бабушкой. Кого угодно, но только не себя и свои правительства, не подстраховавшие экономику XXI века традиционными источниками энергоснабжения.
Любая холодная зима или дождливая весна в сочетании с природным катаклизмом выльется Европе в такие издержки в ресурсах, деньгах, экологическом ущербе и, не дай бог, человеческих жизнях, что цена «позеленения» сразу перехлестнет с лихвой все преимущества от выросшего озонового слоя. Общественное мнение легко переменится, бабушку Грету проклянут, в ветряках и солнечных батареях найдут кучу вредных изъянов и пустят на слом, а старые авто на бензине станут ценным раритетом...
Чем не прогноз?