Руководители холдинга "СТС-Медиа" Александр Роднянский и Игорь Толстунов, будучи крупнейшими кино- и телепродюсерами, взялись за новое для себя фестивальное дело с энтузиазмом. Все лучшее решили сохранить, все устаревшее и ветхое - безжалостно выбросить на свалку. Под их энергичным руководством Открытый российский фестиваль меняется на глазах. В том числе в буквальном смысле этих слов. Отныне у "Кинотавра" - новый фирменный стиль: на фестивальных афишах, буклетах и даже на дверях лифта в гостинице "Жемчужина" появилось солнце. Ярко-оранжевое, поднимающееся из ажурной морской пены. Так же выглядят и призы фестиваля (всего их восемь: за лучший фильм, за лучший дебют, за лучшую мужскую и женскую роли, за самый удачный сценарий и самую удачную музыку к фильму...). Отныне каждый победитель "Кинотавра" будет увозить с собой из Сочи кусочек солнца и моря, отлитые из стекла.
Гимном все тому же солнцу, морю, облакам фестиваль и открылся: свою известную композицию подарила участникам "Кинотавра" рок-дива Земфира. Как говорится, новые времена - новые песни. Раньше на "Кинотавре" нередко безумствовала попса уровня Кати Лель, теперь пришло время актуальных коллективов и признанных музыкальных мэтров: в культурной программе кинофорума ожидаются Андрей Макаревич и Оркестр креольского танго, "Ума2рман", Игорь Бутман и его биг-бэнд, Юрий Башмет и оркестр "Солисты Москвы"...
Неизменной традицией "Кинотавра" осталось шествие по Звездной дорожке, которое по традиции собрало в минувшее воскресенье у Зимнего театра несколько тысяч сочинцев и гостей города-курорта. В отличие от Земфиры, затянутой во все черное, звезды кино и телевидения переливались всеми цветами радуги: Юля Меньшова была в желтом, Тина Канделаки - в красном, Оксана Фандера - в зеленом, Ирина Лачина-Тома - в серебристо-фиолетовом... Наряды на кинодивах были один другого изысканнее - то с невероятно длинными, то с умопомрачительно короткими подолами... То с обнаженными руками и спинами (благо в Сочи сейчас под тридцать даже вечером), то с отчаянно смелым, как, например, у Ларисы Удовиченко, декольте...
На церемонии открытия показали нарезку из конкурсных лент. Каждый ролик длится всего несколько минут, но льва, как говорится, видно и по когтю. Похоже, что публику собираются сильно удивить как опытные мастера, среди них, например, Алексей Балабанов ("Мне не больно"), Александр Рогожкин ("Перегон"), Валерий Рубинчик ("Нанкинский пейзаж"), Константин Лопушанский ("Гадкие лебеди"), так и дебютанты. Например, свою первую режиссерскую работу - картину "Связь" с Михаилом Пореченковым и Анной Михалковой в главных ролях - покажет известная сценаристка и телеведущая Дуня Смирнова. В непонятном качестве - то ли признанного мэтра, то ли новичка - предстал в Сочи шоумен, телеведущий, художественный рукводитель "Ники" и просто всегда веселый и находчивый Юлий Гусман, который после двадцатилетнего перерыва в своей режиссерской карьере поставил фильм "Парк советского периода".
- Я могу победить на фестивале при одном условии: если все мои конкуренты по тем или иным причинам снимут свои фильмы с конкурса, - в присущей ему манере отшутился Юлий Гусман на мой вопрос об уровне конкурса и своих личных амбициях.
Председатель попечительского совета "Кинотавра" Александр Роднянский выразился менее витиевато и более определенно:
- Это одна из лучших программ, которую можно было ожидать на данном этапе развития российского кино. То количество премьерных показов и дебютных фильмов, которые нам удалось собрать, позволяет "Кинотавру" претендовать на роль главного фестиваля страны, способного отразить картину состояния современного российского кино.
Что ж, поживем - увидим. Во всяком случае, фильм Павла Лунгина "Остров", показанный сразу после церемонии открытия, поразил публику пластическим совершенством, неожиданной темой, новой не только для Лунгина, но во многом и для всего нашего кино. Действие ленты происходит на далеком северном острове (узнаются Соловки), где живут одни монахи и куда изредка наведываются богомольцы да потерявшие надежду на исцеление больные люди. В центре фильма судьба отца Анатолия, некогда совершившего большой, неискупимый грех. В течение десятилетий он замаливает его, работая в монастырской кочегарке, ежедневно истязая свой дух и плоть, изгоняя из себя гордыню, попутно врачуя чужие больные тела и души. Снятый неторопливо, несуетно, в ритме, я бы сказал, медленно плывущего колокольного звона, в блеклой сероватой гамме, напоминающей своим колоритом суровый домотканый холст, фильм "Остров" потрясает гениальным перевоплощением музыканта и актера Петра Мамонова. Кажется, он играет в этой картине не как все актеры, то есть не лицом, не глазами даже, не лучистыми морщинками возле глаз, а обнаженными нервами, оголенной кожей, обожженной душой...
Говорят, фильм смотрели отборщики Каннского фестиваля. Но в итоге картину в конкурс не взяли. Что ж, тем хуже для Канна. И тем лучше для Сочи, который начался с такой высокой ноты.