По словам собеседника, архивные данные свидетельствуют, что на монастырской звоннице на момент коммерческой сделки находилось 18 колоколов, отлитых в разное время, в том числе два пожертвованных монастырю царем Федором Алексеевичем. Вес самого крупного колокола - 722 пуда; его отлили в Москве в 1890 году из металла старого разбитого монастырского колокола и меди высокого качества, приобретенной купчихой-вдовой Анастасией Захаровой, - на помин души своего супруга. Колокол поскромнее - 365 пудов, далее - мал мала меньше до колокольцев в несколько килограммов.
- Узнаваем ли был москвичами звон колоколов Данилова монастыря среди других обителей и храмов первопрестольной? - спросил я о. Романа.
- Москвич-старожил Михаил Макаров, которому нынче идет 98-й год, хорошо помнит времена своей молодости, когда он и сам поднимался на монастырскую звонницу и играл на колоколах. Так вот, он говорит, что вся православная Москва восхищалась тогда благозвучием набора колоколов Даниловой обители. А иначе и быть не могло, ведь составлял тот ансамбль Константин Сараджев, знаменитый теоретик колокольного искусства, композитор и исполнитель. Сказать, что Сараджев любил колокольную музыку, - значит сказать очень мало: он был фанатом колоколов! При этом боролся за... "отделение колокольного звона от церкви", стремясь сделать игру на колоколах самостоятельным видом искусства - "музыка - колокол". Кстати, Сараджев лично сопровождал Даниловские колокола в Америку, и даже башню для них спроектировал в Гарварде...
- А что известно о покупателе колоколов?
- Их сохранность - заслуга Чарльза Крейна, выпускника Гарварда. Став промышленником, он еще до революции бывал в России, занимался здесь не только бизнесом, но и изучал русское искусство. Приезжал сюда и при большевиках. Покупая набор колоколов, которым грозила переплавка, Крейн считал, что в Гарварде сумеют правильно распорядиться его подарком из далекой России.
- Оправдываются сегодня его ожидания?
- Сейчас, насколько я знаю, богослужения в Гарварде не проводятся - значит, колокольным звоном к молитве созывать народ не нужно. Вместе с тем мне приходилось читать, что там есть Клуб звонарей, что колокола оповещают о различных университетских событиях, например, о начале футбольных игр. Побываем в Гарварде - обо всем узнаем подробнее.
- Как давно начался диалог нашей Церкви с Гарвардским университетом и чего можно ждать от нынешних переговоров?
- Переписка с Гарвардом началась вскоре после того как наше государство в 1983 году вернуло Церкви Свято-Данилов монастырь. Наконец в 2003 году, когда у нас широко отмечалось 700-летие со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского, основателя нашего монастыря, руководство университета официально пригласило делегацию РПЦ обсудить "колокольную проблему". Я поддерживаю мнение нашего отца-настоятеля архимандрита Алексия - "если колокола возвратятся на свою родину, это будет широкий жест доброй воли со стороны руководства Гарвардского университета". И впрямь: не для Гарварда же отливали русские мастера Даниловские колокола! Для нас они - святыня.