Ирландские избиратели в ходе пятничного референдума проголосовали за ратификацию Лиссабонского договора, призванного реформировать Евросоюз. Этот документ должен заменить собой проект Европейской конституции после его провала на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году.
Более двух третей ирландцев высказались за одобрение Лиссабонского договора на повторном референдуме 2 октября. За принятие документа проголосовали 67,1% избирателей, против — 32,9%. В 2008 году большинство ирландцев (53,4%) проголосовали против Лиссабонского договора. После этого лидеры ЕС вынуждены были пойти на уступки.
В июле этого года они предоставили политические гарантии, что в Ирландии не будут вводить воинскую повинность, легализовать аборты, отменять льготный налоговый режим.
Лиссабонский договор был подписан лидерами стран Евросоюза в Португалии в декабре 2007 года. Его смысл — сделать блок из 27 стран более сильным путем реформирования системы управления. Для этого вводится пост президента ЕС, который будет избираться на 2,5 года, должность министра иностранных дел союза, новая система голосования по формуле «двойного большинства» (решение принимается, если за него проголосовали представители 55% государств ЕС, в которых проживает не менее 65% населения).
Проект Конституции ЕС 2004 года был отклонен Францией и Нидерландами. После этого лидеры союза разработали его новую, упрощенную версию — Лиссабонский договор. Из него убрали наиболее спорные моменты, рассчитывая на то, что в новом виде документ будет ратифицирован всеми 27
На сегодняшний день уже 24 страны (до проведения повторного референдума в Ирландии) согласились принять Лиссабонский договор. Только две из них ещё до конца не определились — Чехия и Польша. Договор в этих странах был одобрен парламентом, теперь слово за президентами. Президент Чехии Вацлав Клаус отказался подписывать документ до вердикта Конституционного суда, куда была подана жалоба группы сенаторов по поводу несоответствия Лиссабонского договора законам Чехии.
«Лиссабонский договор — это не конституция, а уточнения к уже существующим в ЕС правовым актам», — пояснил «Труду» итальянский политолог, бывший евродепутат Джульетто Кьезо. По его словам, договор не затрагивает автономию или суверенитет