По глубине падения производства, продолжительности и системности этот кризис не имеет аналогов в истории крупных государств. Аналитики полагают, что он намного превзошел великую депрессию 1929-1933 годов на Западе. Доля России в мировом валовом продукте опустилась ниже некуда - до 1 процента против 6,6 в 1990 году. Причем наибольший урон понесли отрасли, особо важные для развития страны и жизнеобеспечения населения - машиностроение и высокотехнологичные производства. В какой-то степени нас выручают нефть и газ, в огромных количествах перекачиваемые за рубеж. Но не век же уповать на нефтедоллары!
Обо всем этом убедительно сказано в обширном двухсотстраничном документе, который будет представлен общественности в середине сентября. Его вполне можно назвать проектом программы государственной промышленной политики России. Группа разработчиков, известных ученых-экономистов, политиков и общественных деятелей во главе с президентом Торгово-промышленной палаты академиком Евгением Примаковым убеждена: первым шагом к возрождению России должен стать ее выход на траекторию высоких и устойчивых темпов экономического роста, что невозможно без всесторонне продуманной, четкой и последовательной промышленной политики. И строить ее надо не на противопоставлении государственного регулирования и рыночных свобод, а на основе сочетания активной роли государства и рыночных механизмов.
Наиболее драматичным для российской экономики оказался спад в инвестиционной сфере. Обвальное падение производства парализовало спрос на научные исследования и разработки. Не стимулировал модернизацию предприятий и российский вариант приватизации. Многие новые владельцы заводов, шахт, нефтяных и газовых промыслов проявили себя не как эффективные собственники, а как специалисты по перекачиванию финансовых ресурсов в зарубежные офшоры.
Не оправдались надежды на крупнейшие финансово-промышленные группы - они так и не стали "локомотивами экономического роста". Можно ли считать справедливым, что в условиях, когда три четверти всех доходов страны имеет рентное происхождение, основная масса чистой прибыли тратится на дивиденды? Энергетическая стратегия России прежде всего отстаивает интересы олигархов и является продуктом успешного лоббирования. Именно так оценивают многие независимые эксперты одобренную кабинетом Михаила Касьянова стратегию развития топливно-энергетического комплекса России до 2020 года.
Отечественная экономика по-прежнему имеет уродливый топливно-сырьевой перекос. Сохраняющиеся высокие мировые цены на углеводородное сырье пока нам помогают. Но, как справедливо считает Евгений Примаков, в нынешней удачной для России внешней конъюнктуре кроется и опасность. Высокие цены на мировых нефтяном и газовом рынках объективно расслабляют правительственных чиновников и отечественный бизнес, создают иллюзию, что можно не торопиться с проведением экономических реформ, которые должны содействовать увеличению доли в ВВП высокотехнологичных перерабатывающих отраслей промышленности.
Корпорации ТЭК выжимают максимум прибыли из нефтяной и газовой "трубы", мало внимания обращая на то, что опаснейшая тенденция износа основных производственных фондов в том же топливно-энергетическом комплексе реально грозит техногенными катастрофами. Вот цифры. Сейчас износ в нефтедобыче и электроэнергетике достиг 50 процентов, в нефтепереработке - 75, а в газопереработке - 80 процентов. Тревожит и то, что энергоемкость российского ВВП в 2,3 раза превышает среднемировой показатель и втрое - уровень стран Евросоюза.
Чтобы выправить положение, требуются огромные средства. Где их взять? По мнению одного из разработчиков проекта профессора Степана Сулакшина нужно использовать для инвестирования промышленности природную ренту. Речь идет об изъятии части этой ренты - разницы внутренних и внешних цен от нефтяного потока, который уходит за границу. Сейчас эти суммы (примерно 25 миллиардов долларов в год), почти не реинвестируются в основные фонды и в геологоразведку, а вывозятся за рубеж и размещаются на депозитах в западных банках.
В Торгово-промышленной палате убеждены: только путем крупных инвестиций в промышленность Россия сможет удвоить к 2010 году объем ВВП. В прошлом году общий объем инвестиций в российскую индустрию составил 56 миллиардов долларов. Чтобы удвоить рост ВВП, а ежегодные темпы его прироста поднять до восьми-девяти процентов, требуется увеличить объемы ежегодных инвестиций еще примерно на 60 миллиардов долларов.
Разработанный группой ученых-экономистов документ предлагает реальные пути стимулирования банковского и частного капитала к участию в развитии приоритетных видов промышленности.
Крупные корпорации ТЭК должны наконец понять: времена сверхприбылей от эксплуатации природного капитала и спекуляций бывшей государственной собственностью безвозвратно уходят в прошлое. Государству предстоит определить меры и стимулы, побуждающие топливно-сырьевые и энергетические компании не только к модернизации собственного производства, но и к существенному переливу капитала в обрабатывающую промышленность.
Новая промышленная политика России неосуществима без нормального ресурсного обеспечения, причем в основном за счет внутренних, а не иностранных источников. По данным экспертов, несмотря на некоторый рост доли инвестиций в промышленности по отношению к валовому внутреннему продукту после дефолта 1998 года, этот показатель у нас остается низким (не больше 20 процентов). Федеральное правительство в денежном "ручейке" госинвестиций берет на себя только треть их объема, перекладывая остальные две трети на региональные бюджеты.
Что касается зарубежных инвестиций, их пока очень мало, и в нынешнем виде они фактически консервируют исключительно сырьевую направленность российской экономики, игнорируя вложения в развитие высокотехнологичных отраслей промышленности.
Разработчики программы, резюмируя ее содержание, особо подчеркивают: сегодня усилия государства должны быть направлены на создание нормативно-правовой базы промышленной политики, определение "правил поведения" субъектов экономического процесса. Для этого потребуется принять ряд новых законов, а также внести дополнения и изменения в уже имеющиеся нормативные акты - налоговый, бюджетный и таможенный кодексы, законы "О науке и государственной научно-технической политике", "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности" и ряд других.
Не менее востребованным в инновационно ориентированной промышленной политике должен быть интеллектуальный человеческий капитал. Это требует усиления поддержки со стороны государства системы образования и подготовки специалистов. Чем более диверсифицирована эта система, тем существеннее возможности национальных компаний в реализации новейших направлений работы. Между тем, сегодня в России удельный вес человеческого капитала в совокупном объеме национального богатства значительно меньше, чем в экономически развитых странах. Для сравнения: по этому показателю мы в семь раз уступаем странам "большой семерки" и Европейского Союза.
Ожидается, что в декабре нынешнего года "Основные направления государственной промышленной политики России" рассмотрит Госсовет Российской Федерации. Предложения Торгово-промышленной палаты по этой теме уже направлены президенту страны и правительству.