Третий клон кукурузника

Оказывается, в Белоруссии умеют делать не только трактора и самосвалы

Анатолий Журин
Давайте пожелаем, чтобы новая страница российско-белорусского сотрудничества в области гражданской авиации не была обезображена жирной кляксой невыполненных обещаний

Российский самолет ЛМС-401 на этой неделе получил имя второго по величине озера братской республики — «Освей». Теперь Уральский завод гражданской авиации вместе с соседями будет доводить до ума и организовывать производство двухдвигательного легкого многоцелевого самолета, который должен заменить легендарный Ан-2.

Первые турбовинтовые самолеты ЛМС-401 «Освей» обещаны к 2026 году, а уже к 2030-му планируется построить от 85 до 100 воздушных судов. Самолет с неубирающимся шасси рассчитан на 19 пассажиров. То есть по загрузке он станет промежуточным между девятиместным «Байкалом» и 44-местной «Ладогой», также названными именами озер, но российских. В разработке задействованы ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод» (Барановичи) и АО «Уральский завод гражданской авиации» (Екатеринбург). Белорусы возьмут на себя окончательную сборку самолета. Плюс к производству комплектующих привлекут 407-й Минский завод гражданской авиации.

Вполне понятно стремление белорусов сделать шаг к превращению страны в авиастроительную державу. На территории республики сохранились и успешно работают сразу три авиаремонтных предприятия: Минский завод гражданской авиации № 407, ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» и ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод». Помимо ремонта самолетов и вертолетов они занимаются производством комплектующих, а также разработкой перспективных беспилотных летательных аппаратов. Под новый проект в Белоруссии создали свое собственное конструкторское бюро, обучаются кадры, закупаются станки, расширяются производственные мощности. Свои самолеты стране нужны, и соседи свою часть работы точно сделают. Хорошо бы не подвели их российские партнеры, привыкшие больше обещать, чем выполнять взятые обязательства и сроки.

Об этом напоминает известнейший в отрасли специалист, летчик-испытатель, доктор технических наук Вадим Олейников.

— Новые проекты в сфере гражданской авиации выглядят перспективно, но я бы не спешил с выводами. Слишком много было хотелок, про которые в Минпромторге сегодня даже не вспоминают. Знающие люди хорошо представляют себе, кто именно является бенефициарами УЗГА, и что как раз от них исходит очередная инициатива об очередных планах по созданию очередной летающей техники. Я бы назвал по меньшей мере не слишком честными уже прозвучавшие на телеэкране многообещающие реляции. Стоит вспомнить про «Байкал», которого все давно заждались, или про легкомоторный ТВС-2МС. Кстати, «Ладогу» и «Байкал» пытались сначала делать на заводе в Улан-Удэ, потом в Комсомольске-на Амуре. Когда возникал вопрос, почему меняются планы и откуда средства на все эти перемещения производств, следовал ответ: это частные деньги. Вы сами в это верите?

Вспомним хотя бы, как два года назад правительство РФ предоставило Свердловской области льготное финансирование для строительства производственного комплекса УЗГА. Это должно было стать основой для широкого производства «Ладоги» и «Байкала». Авиаэксперты многие годы безуспешно пытаются обратить внимание властей на все усугубляющиеся проблемы региональной авиации. А ведь именно этот один из важнейших сегментов рынка гражданских перевозок должен обеспечивать транспортную доступность и мобильностъ населения. Однако в стратегии развития государственного холдинга ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» нет места для создания самолетов малой вместимости (до 50 мест), что создает простор для экспериментов новоявленных конструкторов, не всегда знакомых с тонкостями отрасли. При этом бесцеремонно игнорируются некогда знаменитые авиационные опытно-конструкторские бюро.

На необъятных просторах России невозможно обойтись без авиации, особенно в труднодоступных регионах Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и Арктики. А переход от социальных тарифов в начале 1990-х к экономически обоснованным привел к сокращению объемов пассажирских перевозок на легких самолетах более чем в 60 раз. По этой причине сотни городов лишились авиасообщения, а более 20 тысяч населенных пунктов вообще исчезли с карты РФ. Предлагаемые же чиновниками от авиации ЛМС «Байкал» или ТВРС-44 «Ладога» — хорошо припрятанный рекламный трюк, рассчитанный на получение государственной поддержки в виде миллиардных средств на разработку новых проектов, строительство новых производств на фоне разрушающихся прежних. Стратегия развития гражданской авиации определяется не отраслевыми научно-исследовательскими организациями, такими как ГосНИИ ГА, ГосНИИ АС и им подобными, угасающими на глазах, а Министерством промышленности и торговли. Тем самым, от которого теперь зависит, кому жить, а кому умереть.

К сожалению, компетенции Росавиации с ее статусом агентства недостаточны. Ни Росавиации, ни Минтрансу не делегированы функции заказчика авиационной техники, коими обладали ушедшие в историю Минавиапром и МГА. Сегодня формально эти функции возложены на Минпромторг, но его действия в последние десятилетия — это топтание на месте и блуждание в трех соснах. А между тем подготовка экспертного заключения и материалов к рассмотрению всегда считалась прямой обязанностью ГосНИИ ГА. Именно этот институт в советские времена определял стратегию развития всей гражданской авиации, а в настоящее время испытывает огромный дефицит бюджетного финансирования.

Ключевыми структурами в отрасли сегодня зачастую руководят очень далекие от авиации «эффективные менеджеры», которые готовят благополучные доклады, многообещающие проекты и вводят в заблуждение руководство. Именно так лишаются финансирования и перспективы уже созданные Бе-32 и Бе-132, «Русская Арктика» и лучший в мире «воздушный пожарник» Бе-200. Все эти самолеты давно готовы закрыть бреши в нашем небе и выполнять одну из самых болезненных для нашей необъятной страны задач обеспечения населения авиацией.

Что касается совместного проекта самолета «Освей», то давайте пожелаем, чтобы новая страница межгосударственного сотрудничества в области гражданской авиации не была обезображена жирной кляксой невыполненных обещаний. За что по уже сложившейся традиции придется оправдываться не тем, кто затеял очередную новацию, а их сменщикам.

По сведениям главы государства, в минувшем году на передовую ежедневно отправлялось около четырех тысяч FPV-дронов 
Российский солдат с FPV-дроном. Фото: www.mil.ru

В 2024 году российские Вооруженные силы получили свыше полутора миллионов беспилотников разных типов. Об этом в среду, 23 апреля рассказал на заседании военно-промышленной комиссии президент РФ Владимир Путин. Тем не менее, констатировал глава...

Президент провел в Санкт-Петербурге совещание по развитию Военно-морского флота 

Фото: http://kremlin.ru

Морской компонент стратегических ядерных сил России на сто процентов укомплектован современным оружием и техникой. Об этом в пятницу, 11 апреля сообщил на совещании по развитию Военно-морского флота (ВМФ) в Санкт-Петербурге глава государства Владимир...

Есть случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения

Ольга Лернер
Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Развитие технологий ИИ привело к возникновению побочного эффекта: фиксируются случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения. Кое-где такие связи даже пытаются...

Постановка на конвейер самолета Ил-114-300 достойна занесения в Книгу рекордов Гиннесса как образчик авиационного долгостроя

Анатолий Журин
Труд
Как же долог разбег этого самолета в небеса! Фото: UAC/globallookpress.com

Первый полет отечественного SSJ 100 с российским двигателем ПД-8 состоится в ближайшие три месяца, заявил Михаил Мишустин, выступая на прошлой неделе в Госдуме. Премьер напомнил, что с 2026 года российские авиазаводы...

Оформление государственных услуг переходит в онлайн и на самообслуживание. И вот как это выглядит

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Люди оказались заложниками неуемного стремления властей побыстрее попасть в цифровое будущее. Фото: Вадим Ахметов/Ura.ru, globallookpress.com

Неприглядную картину пришлось наблюдать в минувшую субботу, 29 марта, в центре государственных слуг столичного района Раменки. В специальном зале, отведенном для «самостоятельного» получения необходимых услуг,...

Наука и технологии 00:01 / 28 Марта 2025 4160
Технопарк

В Китае создали робота-паука для добычи полезных ископаемых на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Робот-паук для работы на Луне. Фото из открытых источников

Некруглая, но важная дата: 31 марта 1966 года в СССР запустили первый в мире искусственный спутник Луны. Станция «Луна-10» вышла на орбиту спутника Земли и проработала без малого два месяца. Это был...

Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом и какие ритуалы соблюдают его последователи

Анатолий Журин
Труд
Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Завтра, 12 апреля, мы отмечаем праздник, который подарил стране и миру Юрий Гагарин, совершивший первый в истории человечества космический полет. В этот памятный день на телеканале «Культура» готовится...

На «Интеграции-2025» свою продукцию представили больше 130 компаний

Ольга Щербакова
Труд
Фото с сайта integration.ru

Международная специализированная выставка инновационных технологий социальной адаптации и реабилитации людей с инвалидностью «Интеграция», завершившаяся вчера в столичном «Тимирязев Центре», побила все...

Это гиперзвуковой дрон MD-19, который может нести ядерное оружие

Фото: Christophe Gateau/dpa, globallookpress.com

Китайский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) MD-19, который способен летать с гиперзвуковой скоростью, может стать кошмаром для системы противовоздушной обороны США. Об этом говорится в статье, опубликованной в интернет-издании The National...

Наука и технологии 00:28 / 11 Апреля 2025 3762
Технопарк

Дрон с шашечками, робоконь, высокотехнологичная батарейка

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: Wang Jingqiang/Синьхуа, globallookpress.com

13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге испытали первый в России троллейбус, который придумал российский изобретатель Петр Фрезе. И хотя тесты прошли достаточно успешно, новинка в России прижилась далеко не сразу....

О некоторых результатах вынужденного эксперимента «жизнь без смартфона»

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он был со мной неразлучно последние два года. До него у меня были другие, конечно, но он оказался столь совершенным, что поменял мою жизнь. Ему я доверяла все свои тайны, отдавая на хранение личные дневники....

Каким он был, тот день, когда весь мир узнал, что русские покорили космическое пространство?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: imago stock&people, globallookpress.com

Светило солнце. Развезло дороги. Бежали ручейки. В еще прохладном воздухе уже разлилась весна. Племянница Юрия Гагарина Тамара Филатова в деталях описала тот самый день, когда 15 лет назад я приехала на родину первого...

Идет работа над реализацией концепции «от терминала до терминала» в условиях кабины без остекления

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Специалисты Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» первыми в мире испытали технологии искусственного интеллекта (ИИ) для сверхзвукового гражданского самолета. Об этом сообщила пресс-служба центра. «В...

Танки Leopard 2A6 оказались чрезмерно дороги и сложны в обслуживании – как и их предшественники из семейства «бронекошек»

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Переданные Украине немецкие танки Leopard 2A6 («Леопард») повторяют судьбу танков Tiger («Тигр») времен Второй мировой войны. Об этом написал обозреватель американского издания The National Interest Кристиан Орр. «Чрезмерная...

Среди принятых мер – возложенная на банки обязанность проверять выдачу денег в банкоматах на добровольность

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин подписал закон о противодействии телефонному мошенничеству. Документ размещен на интернет-портале официального опубликования правовых актов. Согласно закону, будет создана государственная информационная система...

Его реализация поспособствует развертыванию системы беспилотников; также к 2030 году в РФ планируется сформировать индустрию космических сервисов связи 

Фото: http://kremlin.ru

Президент РФ Владимир Путин в среду, 16 апреля провел совещание по развитию космической деятельности. Данная отрасль, как подчеркнул глава государства, должна стать флагманом национального развития и экономики нашей страны. «Нужно обязательно...