Третий клон кукурузника

Оказывается, в Белоруссии умеют делать не только трактора и самосвалы

Анатолий Журин
Давайте пожелаем, чтобы новая страница российско-белорусского сотрудничества в области гражданской авиации не была обезображена жирной кляксой невыполненных обещаний

Российский самолет ЛМС-401 на этой неделе получил имя второго по величине озера братской республики — «Освей». Теперь Уральский завод гражданской авиации вместе с соседями будет доводить до ума и организовывать производство двухдвигательного легкого многоцелевого самолета, который должен заменить легендарный Ан-2.

Первые турбовинтовые самолеты ЛМС-401 «Освей» обещаны к 2026 году, а уже к 2030-му планируется построить от 85 до 100 воздушных судов. Самолет с неубирающимся шасси рассчитан на 19 пассажиров. То есть по загрузке он станет промежуточным между девятиместным «Байкалом» и 44-местной «Ладогой», также названными именами озер, но российских. В разработке задействованы ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод» (Барановичи) и АО «Уральский завод гражданской авиации» (Екатеринбург). Белорусы возьмут на себя окончательную сборку самолета. Плюс к производству комплектующих привлекут 407-й Минский завод гражданской авиации.

Вполне понятно стремление белорусов сделать шаг к превращению страны в авиастроительную державу. На территории республики сохранились и успешно работают сразу три авиаремонтных предприятия: Минский завод гражданской авиации № 407, ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» и ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод». Помимо ремонта самолетов и вертолетов они занимаются производством комплектующих, а также разработкой перспективных беспилотных летательных аппаратов. Под новый проект в Белоруссии создали свое собственное конструкторское бюро, обучаются кадры, закупаются станки, расширяются производственные мощности. Свои самолеты стране нужны, и соседи свою часть работы точно сделают. Хорошо бы не подвели их российские партнеры, привыкшие больше обещать, чем выполнять взятые обязательства и сроки.

Об этом напоминает известнейший в отрасли специалист, летчик-испытатель, доктор технических наук Вадим Олейников.

— Новые проекты в сфере гражданской авиации выглядят перспективно, но я бы не спешил с выводами. Слишком много было хотелок, про которые в Минпромторге сегодня даже не вспоминают. Знающие люди хорошо представляют себе, кто именно является бенефициарами УЗГА, и что как раз от них исходит очередная инициатива об очередных планах по созданию очередной летающей техники. Я бы назвал по меньшей мере не слишком честными уже прозвучавшие на телеэкране многообещающие реляции. Стоит вспомнить про «Байкал», которого все давно заждались, или про легкомоторный ТВС-2МС. Кстати, «Ладогу» и «Байкал» пытались сначала делать на заводе в Улан-Удэ, потом в Комсомольске-на Амуре. Когда возникал вопрос, почему меняются планы и откуда средства на все эти перемещения производств, следовал ответ: это частные деньги. Вы сами в это верите?

Вспомним хотя бы, как два года назад правительство РФ предоставило Свердловской области льготное финансирование для строительства производственного комплекса УЗГА. Это должно было стать основой для широкого производства «Ладоги» и «Байкала». Авиаэксперты многие годы безуспешно пытаются обратить внимание властей на все усугубляющиеся проблемы региональной авиации. А ведь именно этот один из важнейших сегментов рынка гражданских перевозок должен обеспечивать транспортную доступность и мобильностъ населения. Однако в стратегии развития государственного холдинга ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» нет места для создания самолетов малой вместимости (до 50 мест), что создает простор для экспериментов новоявленных конструкторов, не всегда знакомых с тонкостями отрасли. При этом бесцеремонно игнорируются некогда знаменитые авиационные опытно-конструкторские бюро.

На необъятных просторах России невозможно обойтись без авиации, особенно в труднодоступных регионах Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и Арктики. А переход от социальных тарифов в начале 1990-х к экономически обоснованным привел к сокращению объемов пассажирских перевозок на легких самолетах более чем в 60 раз. По этой причине сотни городов лишились авиасообщения, а более 20 тысяч населенных пунктов вообще исчезли с карты РФ. Предлагаемые же чиновниками от авиации ЛМС «Байкал» или ТВРС-44 «Ладога» — хорошо припрятанный рекламный трюк, рассчитанный на получение государственной поддержки в виде миллиардных средств на разработку новых проектов, строительство новых производств на фоне разрушающихся прежних. Стратегия развития гражданской авиации определяется не отраслевыми научно-исследовательскими организациями, такими как ГосНИИ ГА, ГосНИИ АС и им подобными, угасающими на глазах, а Министерством промышленности и торговли. Тем самым, от которого теперь зависит, кому жить, а кому умереть.

К сожалению, компетенции Росавиации с ее статусом агентства недостаточны. Ни Росавиации, ни Минтрансу не делегированы функции заказчика авиационной техники, коими обладали ушедшие в историю Минавиапром и МГА. Сегодня формально эти функции возложены на Минпромторг, но его действия в последние десятилетия — это топтание на месте и блуждание в трех соснах. А между тем подготовка экспертного заключения и материалов к рассмотрению всегда считалась прямой обязанностью ГосНИИ ГА. Именно этот институт в советские времена определял стратегию развития всей гражданской авиации, а в настоящее время испытывает огромный дефицит бюджетного финансирования.

Ключевыми структурами в отрасли сегодня зачастую руководят очень далекие от авиации «эффективные менеджеры», которые готовят благополучные доклады, многообещающие проекты и вводят в заблуждение руководство. Именно так лишаются финансирования и перспективы уже созданные Бе-32 и Бе-132, «Русская Арктика» и лучший в мире «воздушный пожарник» Бе-200. Все эти самолеты давно готовы закрыть бреши в нашем небе и выполнять одну из самых болезненных для нашей необъятной страны задач обеспечения населения авиацией.

Что касается совместного проекта самолета «Освей», то давайте пожелаем, чтобы новая страница межгосударственного сотрудничества в области гражданской авиации не была обезображена жирной кляксой невыполненных обещаний. За что по уже сложившейся традиции придется оправдываться не тем, кто затеял очередную новацию, а их сменщикам.

Санкции и производственные ограничения не помогли, отметил обозреватель журнала The National Interest Питер Сичиу

Фото: Liu Dawei/Синьхуа, globallookpress.com

В руководстве НАТО шокированы тем фактом, что Воздушно-космические силы России продолжают получать истребители Су-35 и Су-57. Об этом сообщило американское издание The National Interest (NI). «Объединенная авиастроительная корпорация...

У чиновников свои представления о том, что полезно народу, а что ему вредно

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Похоже, цифровизация вплотную надвинулась и на КоАП. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Продолжается безудержный процесс увода в виртуальное пространство реальной жизни. Происходит это из представлений чиновников о том, что полезно народу, а что ему вредно. И вот правительственная комиссия одобрила законопроекты,...

Наука и технологии 00:09 / 11 Октября 2024 11217
Технопарк

Эпидемия короновируса привела к снижению температуры на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Луна. © Alexander Legky, Фото: globallookpress.com

Если вы можете найти в ночном небе Большую Медведицу и Полярную звезду, то смело отмечайте в субботу, 12 октября, Международный день астрономии. Кстати, астрономы имеют привычку приурочить свой профессиональный...

CyberCab – двухместное роботакси, обещающее совершить революцию в транспортном ценообразовании; Robovan – 20-местный автобус-«утюг» на колесах 

Кадр видео с YouTube

Илон Маск, основатель компании по производству электромобилей Tesla и космической корпорации SpaceX, презентовал сразу два роботизированных автомобиля, предназначенных для работы в сфере общественного транспорта. Об этом в пятницу, 11 октября...

Работа с нейросетями перестала быть прерогативой только программистов и разработчиков

Максим Башкеев
Труд

Искусственный интеллект стремительно меняет рынок труда. Если еще недавно прикладная работа с нейросетями выглядела экзотикой, то сегодня навыки взаимодействия с ИИ требуются для успешного трудоустройства представителям десятков...

Уроки цифровой безопасности нужны и детям, и взрослым

Олег МИНАЕВ
Труд
Фото: © Ralf-Udo Thiele, globallookpress.com

Уже в этом учебном году в школах и вузах могут появиться уроки цифровой безопасности. Появление такого образовательного курса давно назрело, причем подобные уроки необходимы и юным гражданам, и вполне уже взрослым. И этот...

Особое внимание, по свидетельству Махмуда-Али Калиматова, уделяется в данном вопросе сельским территориям 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Власти Ингушетии активно работают над вопросом устранения цифрового неравенства в республике. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул, что особое внимание в данном вопросе уделяется сельским территориям. Результаты проводимой работы уже...

Корпорации «ускоряют планы по разработке недорогого лазерного оружия», пишет газета Financial Times

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Ведущие оборонные компании мира занимаются разработкой лазерных средств поражения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом сообщило британское издание Financial Times. «Оборонные компании ускоряют планы по разработке недорогого...

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России

Олег Юрьев
На 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников, студентов и ИТ-специалистов

Чемпионат по алгоритмическому программированию RuCode.Финал 2024 вошёл в Книгу рекордов России в номинации «Самое массовое соревнование по спортивному программированию». Одновременно на 24 площадках чемпионата собралось 1450 школьников,...

Речь идет о беспилотниках-«камикадзе» Switchblade 600

Вооруженные силы Украины (ВСУ) начали применять в зоне специальной военной операции (СВО) ударные беспилотные летательные аппараты Switchblade 600 («Свитчблейд 600», в переводе с английского «выкидной нож») производства...

Таких машин в украинской армии насчитывается меньше десятка, отмечают обозреватели 

Кадр Telegram-канала «Операция Z: Военкоры Русской Весны»

Украинский дрон-перехватчик случайно сбил редчайший беспилотник Hawk, поставленный вооруженным силам Украины (ВСУ) американскими партнерами. Таких дронов в украинских войсках имеется менее десяти штук. Об этом в пятницу,...

«Роснефть» развивает цифровые технологии в области разведки, проектирования и разработки месторождений

Антон Захаров
Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

В начале октября научный институт «Роснефти» в Уфе провел уникальную нефтегазовую конференцию «Цифровые технологии в добыче углеводородов: современные вызовы». В рамках мероприятия на открытой...

Это более быстрое начало совместной жизни

Фото: Андрей Аркуша, globallookpress.com

Главным преимуществом знакомств в интернете является то, что познакомившиеся в режиме онлайн пары начинают жить вместе на два месяца быстрее, чем те, что начинали общение «в реале». К такому выводу, как сообщает интернет-издание...

На аккаунты пожилой женщины, прославившейся публикацией рецептов и кулинарных секретов, были подписаны три миллиона человек 

Кадр видео из соцсетей

Жительница Подмосковья, известная как автор популярного блога в соцсети TikTok под ником «баба Маша», скончалась в возрасте 98 лет. Об этом в среду, 23 октября сообщили админы ее Telegram-канала. «Дорогие подписчики, к сожалению,...

Андрей Бабкин был признан негодным к летной службе по причине насморка

Фото: пресс-служба «Роскосмоса», globallookpress.com

Кандидат в космонавты Андрей Бабкин, который не смог полететь в космос из-за фильма «Вызов» и который был признан негодным к летной службе по причине насморка написал письмо президенту России Владимиру Путину. Об этом собщило интернет-издание...

Учитывая ограниченное число таких машин, каждая из них представляет для украинской армии серьезную ценность, отмечают обозреватели 

Кадр видео с YouTube

Украинские вооруженные силы задействовали во вторжении в Курскую область танки Stridsvagn 122 или Leopard 2A6, которые являются одними из лучших в украинском арсенале. Об этом в четверг, 3 октября сообщает Forbes. «В 2023 году Украина...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?