Законопроект об отмене единого госэкзамена Госдума рассмотрит осенью, а в силу он может вступить с 1 января 2025 года. Но пока непонятно, что будет предложено взамен. Поэтому дебаты вокруг скандального ЕГЭ ожидаются, как всегда, ожесточенные.
В пояснительной записке к законопроекту, внесенному фракциями КПРФ, ЛДПР и СРЗП, говорится, что проведение ЕГЭ требует «значительных расходов от государства и родителей школьников». Кроме того, нарастают стрессы и даже увеличивается количество суицидов среди подростков. Доказательством служит пример Екатеринбурга, где во время ОГЭ по литературе стало плохо девятикласснице из гимназии — круглой отличнице и победительнице олимпиад.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев высказывается обтекаемо. «Сейчас нет ни в одной стране мира другого подхода оценки знаний учащегося, кроме как подобный экзамен. Модель ЕГЭ мы постоянно совершенствуем, она рабочая. Но Рособрнадзор открыт к конструктивным предложениям», — заявил чиновник и добавил, что после периода сдачи ЕГЭ-2024 эксперты планируют еще раз обсудить эту проблему.
Не поддерживает идею очередной реформы образования заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАН, директор Центра образования № 109 Москвы Евгений Ямбург. «ЕГЭ на сегодня — это медицинский факт. Да, представители старшего поколения хотят вернуть все, как было раньше, но нельзя идти вперед с головой, повернутой назад. Кстати, ЕГЭ — это сейчас единственный социальный лифт для ребят из провинции. После успешной сдачи экзамена они могут попасть в лучший вуз страны». Такое же мнение высказал первый зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга: «ЕГЭ — это система, прозрачная и понятная, она позволила убрать коррупцию в университетах. К тому же ЕГЭ позволяет подать документы в пять вузов одновременно, что невозможно себе представить при традиционных вступительных экзаменах».
Однако лучшие вузы страны давно создали собственные системы отбора «умных голов» на свои факультеты. К примеру, МИФИ, МВТУ и МГУ имеют свои профильные лицеи, где учатся школьники после 9-го класса. А после окончания дети без стрессов и найма репетиторов «автоматом» зачисляются на выбранный факультет.
Как считает основатель проекта «Школьная криптовалюта» Николай Пронев, у ЕГЭ сложилась неоднозначная репутация из-за того, что вначале экзамен был как тест-угадайка. Сейчас же по структуре он даже сложнее традиционных экзаменов: появились вопросы с развернутыми ответами и аудирование. Поэтому требуется дорабатывать ЕГЭ в его форме проведения.
«Но ЕГЭ отменят, если будет предложена новая рабочая модель, а не просто возврат к старой системе, — подчеркивает Анзор Музаев. — Нужны конкретные предложения, которые будут работать в наших реалиях. В новой модели должны сохраниться равные условия для всех при сдаче экзаменов и оценке знаний. Чтобы абитуриенты сохранили возможность одновременно подать документы в три вуза на пять направлений. Семьи из регионов не должны приезжать на вступительные экзамены и бегать по вузам, пытаясь пристроить туда ребенка».
Но, похоже, у авторов законопроекта другое мнение. Вот только как бы родители и дети снова не оказались крайними.