Вокруг открывающейся в понедельник XIV Международной конференции по проблемам СПИДа в Барселоне (такие встречи проводятся раз в два года) бушуют негативные эмоции - испанские иммиграционные власти затребовали у части желающих получить въездную визу - документ, удостоверяющий, является ли он или она ВИЧ-инфицированным.
Скандал, да и только. Тем не менее эта бюрократическая препона едва ли станет стержневой проблемой. В Барселоне активисты организационно не оформленного, но уже глобального по охвату движения "АнтиСПИД", медики, представители благотворительных организаций и правительств намерены оценить: все ли сделано и делается для того, чтобы укротить эту напасть.
Помимо Африки, зоной риска и бедствия, как известно, стремительно становится Россия, где число реально ВИЧ-инфицированных составляет 1,2 миллиона человек. И хотя, по данным Минздрава России, в последнее время "замедлились темпы прироста ВИЧ-инфекции, однако структура инфицирования начала изменяться" - увеличилось число наркоманов, заражающихся СПИДом половым путем. К тому же болезнь помолодела: все чаще приобщение и появление наркозависимости возникает у подростков в возрасте 10 - 11 лет. Для сравнения - еще недавно в России и странах СНГ предельно низкий порог ВИЧ-инфицированных, заразившихся половым путем или при употреблении внутривенных наркотиков, составлял 13 лет...
Эта статистика беспокоит и международных экспертов, но особенно значимой станет в Барселоне тема эффективности тех мер, которые принимают в России для просвещения населения, чтобы пресечь распространение пандемии, для лечения тех, кто уже носит в себе заразу. К примеру, Красноярский край входит в четверку наиболее неблагополучных по части распространения ВИЧ-инфекции регионов Сибирского федерального округа. Не так давно здесь случилось ЧП: двое 22-летних юношей, Юрий и Александр, терроризировали врачей и пациентов одной из местных больниц, угрожая им шприцами с собственной кровью, зараженной ВИЧ-инфекцией... В крае по состоянию на 1 июня выявлено 3888 ВИЧ-инфицированных, в том числе 613 - за пять месяцев текущего года.
Местные власти осознают и масштабы бедствия, и свою ответственность: они осуществляют, в частности, проект "Российская сеть по борьбе с ВИЧ-инфекцией", который стартовал в ноябре 2001 года, рассчитан на три года и финансируется Канадой. Кое-что за последние годы удалось сделать: по крайней мере если раньше главным источником заражения было переливание крови, то теперь в медицинских учреждениях такие случаи стали единичными. Но еще слаба профилактика заболеваний, меры по повышению бытовой культуры. Как с горечью констатировал Бернард Швартлэндер, директор программы борьбы со СПИДом во Всемирной организации здравоохранения, "в стране, где покупать презерватив до сих пор считается если уже и не зазорным, то все равно необязательным позерством - СПИД остановить очень сложно".
Отдельная тема - соблюдение прав граждан, которые должны быть уведомлены, что, скажем, добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным или что обследование на ВИЧ - по Закону о СПИДе - должно сопровождаться консультированием пациента до забора крови (предтестовое) и после получения результатов (посттестовое) и т.д. Нельзя при этом ссылаться на юридическую безграмотность граждан - это должно заботить государственные органы. Не случайно Фредерик Лионс, постоянный представитель ООН в Москве, представил свои тревожные прогнозы: если в России не будет принята на правительственном уровне программа противодействия эпидемии СПИДа, то в недалеком будущем дополнительные расходы на здравоохранение и потери рабочей силы могут обойтись стране в 1 - 2% роста ВВП.