Вот и дожили. Киноконцерн «Мосфильм» сообщил о съемках фильма «Бессмертные» — современной версии фильма «Белорусский вокзал». Как явствует из анонса нового фильма, вместо участников Великой Отечественной войны на экране появятся четверо друзей, воевавших в Афганистане и потерявших друг друга в лихие девяностые. По сюжету афганцы встречаются в канун Дня Победы на похоронах своего боевого товарища... На съемки ремейка по шедевру советского кино замахнулся знатный «пилорамщик» Тигран Кеосаян.
Тигран Кеосаян даже набрался смелости (или скорее наглости) позвонить автору советского фильма, знаменитому кинорежиссеру Андрею Смирнову, с тем чтобы испросить благословения на этот замысел. Андрей Сергеевич, опешив от неожиданного звонка, такого благословения не мог дать по определению. Да и как вы себе представляете эту мизансцену? Где Андрей Смирнов, а где, прости господи, Кеосаян?
Первый — живой классик отечественного кино (скоро ему исполнится 80 лет), выдающийся актер, сценарист, режиссер. Автор изрезанных «полочных» фильмов. Один из героев знаменитого V съезда кинематографистов СССР, друг и соратник Элема Климова. Человек со стойкими демократическими убеждениями, в свое время протестовавший против возвращения страны к советскому гимну. Подписавший письмо против развернутой на ТВ антиукраинской кампании. Поддержавший мирные протесты в Белоруссии и осудивший их жестокое подавление силовиками Лукашенко. Считающий, что «пока мы окончательно не сведем счеты с советским прошлым, оно будет возвращаться».
Второй — суетливый телеведущий пошлой «Международной пилорамы» — худшей, по мнению телекритиков, передачи на нашем ТВ, напичканной низкопробной лексикой, оскорблениями европейских политиков, расистскими и гомофобными выпадами, сортирным юморком. Кроме того, весьма посредственный режиссер, постановщик заказного «Крымского моста», который с треском провалился в прокате. Что не мешало Кеосаяну и его семейству неплохо заработать на этом произведении, о чем в свое время широко писала пресса.
Так о чем могли вести диалог в этой ситуации две столь несопоставимые фигуры? Тем не менее автор «Белорусского вокзала» попытался коротко, но внятно объяснить Кеосаяну, что уравнивать Великую Отечественную войну и войну Афганскую (по мнению Андрея Смирнова, колониальную) — это, мягко говоря, недомыслие. И благословения на ремейк не дал. На что Кеосаян ответил, что обойдется без благословения и кино все равно снимет. На том разговор закончился.
Самое печальное, что у авторов великих советских фильмов нет прав на свои произведения. Они могут только морально осудить произвол по отношению к своим картинам, но юридических рычагов, для того чтобы пресечь глумление над ними, у режиссеров нет. Не по этой ли причине в последние годы на наши экраны хлынули бездарные ремейки советских фильмов?
Жертвами этого морового поветрия уже стали «Веселые ребята», «Ирония судьбы», «Кавказская пленница», «Служебный роман», «Джентльмены удачи» и другие шедевры нашего экрана, наспех и тупо переснятые дельцами от кино.
Теперь вот пришла очередь «Белорусского вокзала» — одного из лучших фильмов о великой народной войне, о счастье и горечи победы, о святом фронтовом братстве. Почему бы Кеосаяну не снять на тему Афганской войны — куда менее знаменитой в народе — свой фильм, не копирующий сюжетную канву, героев, драматургические обстоятельства «Белорусского вокзала»? А потому, что скандала, хайпа не будет. А без этого, без скандальной рекламной раскрутки и говорить не о чем и смотреть нечего.
Ну что ж, рекламный звон о грядущем ремейке уже пошел по всей Руси великой. Но ни минуты не сомневаюсь, что Тиграну Кеосаяну не удастся даже отдаленно приблизиться к творческому, эмоциональному уровню оригинального фильма. И сам он талантом будет куда как пожиже, и выдающегося драматурга Вадима Трунина заменить никто не сможет, и Булат Окуджава новую песню для фильма не напишет, и актеров такой мощи, которые снялись в классическом фильме, подобрать не удастся, и Нина Ургант не споет с экрана под гитарные переборы:
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим...
Утешает только то, что от «Белорусского вокзала», как говорится, не убудет. Как смотрит его народ уже 50 лет, так и дальше будет смотреть. А то, что задумал Тигран Кеосаян, древние называли одним емким словом: профанация. Или «оскорбление святыни», говоря по-нашему.