Между тем российский автопарк стремительно растет: только за последние пять лет он увеличился почти на 70 процентов. Чем компенсировать грядущую нехватку топлива? Есть ли равноценная замена бензину?
Есть, говорят ученые и практики. Наиболее реальный путь - перевод автомобильного и других видов транспорта на газомоторное топливо (ГМТ). Но тут пока много "порогов". На встрече с руководителями машиностроительных предприятий в Санкт-Петербурге заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр Ананенков подчеркнул, что, с одной стороны, в стране медленно развивается система газозаправочных станций, с другой - недостаточно внимания уделяют этому вопросу конструкторы-машиностроители. Жизнь подсказывает: надо выпускать автомобильные моторы с двумя системами топливных резервов - для газа и для бензина с тем, чтобы автомобили могли передвигаться на большие расстояния, используя альтернативное топливо.
Эта идея не нова: газ на автотранспорте в нашей стране используется уже лет 70. Еще не так давно в этой сфере мы занимали лидирующие позиции в мире. Но сейчас отстали, хотя повсюду наблюдается настоящий "газомоторный бум": на природном газе в разных странах работает уже 2,4 миллиона автомобилей. Число потребителей ГМТ растет, а количество автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) увеличивается на 14 процентов в год.
Особенно интенсивно этот процесс идет в Европе, на долю которой приходится 22 процента мирового парка "метановых" автомобилей и 24 процента АГНКС. Не намного отстает и Азия: 20 процентов всех автогазозаправочных станций находится именно там. Южная Америка прославилась созданием "голубых коридоров". В октябре 2004 года здесь состоится автопробег, приуроченный к открытию мирового конгресса по газомоторному топливу: по "чистым трассам" автомобили, работающие на природном газе, придут в Аргентину из Боливии, Бразилии, Чили, Уругвая...
Примет ли Россия участие в автопробеге? Возможно. Хотя в последнее время в "газомоторном марафоне" наша страна - в аутсайдерах. А ведь задачи, связанные с использованием бензина, у нас те же, что и во всем мире: дороговизна традиционного топлива, загрязнение окружающей среды... Автотранспорт остается главным "отравителем" атмосферы: выбросы вредных веществ в средних и крупных городах составляют от 40 до 70 процентов, в Москве этот показатель достигает 90 процентов.
Коэффициент полезного действия ГМТ высок как в экономическом, технологическом, так и в экологическом плане. Достаточно напомнить, что кубометр газового топлива, равный литру высокооктанового бензина, стоит меньше рубля. То есть реальная экономия налицо. Кроме того, специалисты доказали: двигатели, работающие на природном газе, дольше сохраняются в рабочем состоянии, а выбросы в атмосферу в шесть раз ниже бензиновых.
Казалось бы, какие еще нужны аргументы? И все же автомобилисты переходить на газ не спешат. Причем, даже в тех регионах, где поначалу горячо поддерживали перспективное начинание. Например, в 90-х годах, когда экономика разваливалась, в Орловской области удалось выжить одному из немногих автотранспортных предприятий - "Орелстройтрансу". И лишь потому, что работали машины не на бензине, а на газомоторном топливе. В прошлом году предприятие за счет использования газа сэкономило полтора миллиона рублей. Могло быть и больше, если бы вся техника работала на газе. Но российские заводы сократили выпуск транспорта на газовом топливе. Не хватает даже элементарных стальных и металлопластиковых баллонов, выпуск которых фактически никто не планирует и не контролирует. Хотя существуют региональные программы по переводу транспорта на газомоторное топливо. Однако выполнение их зачастую тормозится из-за безразличия властных структур.
В той же Орловской области руководитель филиала "Мострансгаза" Владимир Брулев еще два года назад обращался к замглавы областной администрации Александру Кислякову за помощью. Ответа не последовало. И ситуация в области остается прежней: система газозаправочных станций развивается медленно. Руководители автотранспортных предприятий переоборудованием машин под газовое топливо занимаются неохотно. Между тем расчеты показывают: при загрузке автогазозаправочной станции на 80 процентов транспортные предприятия экономят на топливе до тысячи долларов в сутки. Сама станция окупается за год с небольшим. Вдобавок значительно снижаются цены на проезд в городском и пригородном транспорте.
В ряде российских городов, где автобусные парки перешли на использование ГМТ, из расходной статьи местных бюджетов исчезла строка о дотации общественного транспорта. Так что пора не отмахиваться от "лишних проблем", а попытаться использовать те резервы, которые лежат практически на поверхности. Перевод автомобилей на альтернативное топливо - это не прихоть отдельно взятой компании или предприятия, а общегосударственная задача, своевременное решение которой благотворно повлияет на всю отечественную экономику.