Вчера в столичном Столешниковом переулке, где по обеим сторонам сплошные бутики, обычно пустынные, царило невиданное оживление: дамы и джигиты толпами тащилиcь с пакетами от Hermes, Louis Vuitton, Chanel и Fendi. Что ж поделать — санкции, и каждый запасается как может. А вы что припасли на черный день?
Павел Кудюкин, экс-замминистра труда РФ
— Честно говоря, я сам об этом думаю — чем запастись в первую очередь? Продуктами вряд ли получится надолго. Людям с хроническими заболеваниями надо купить лекарства: многие из них импортные или с импортными компонентами. Давно собирались купить кое-что из электроники, но, боюсь, прособирались, ценники на нее уже устремились ввысь, а доходы — вниз. Нас пугали 90-ми, но, кажется, будущее может стать труднее того, что мы тогда пережили.
Василий Колташов, директор Института нового общества
— Самое тяжелое — ослабление рубля. Валюту покупать поздно, а свои кровные лучше хранить не под подушкой, а вложить в матрас. Я серьезно: пока не поздно, можно купить матрас с качественными американскими материалами, которых у нас не производят. А в целом будет трудно, но паниковать не стоит. На дальнем горизонте, если санкции сохранятся, мы заметно нарастим импортозамещение, промышленность получит огромный импульс.
Юрий Болдырев, экономист
— Властям я советую радикально менять политику: нельзя, чтобы кто-то шиковал, а сосед грыз корку. Ну а нам всем надо учиться воздействовать на власть, иначе так и будем жить от беды до беды. А еще — дружить с близкими и соседями, не терять связи. Придется научиться чинить вещи, не выбрасывать то, что еще можно носить и использовать. Деньги же при гиперинфляции лучше вложить во что-то материальное. Например, купить грузовичок, чтобы развозить мелкий товар. Так и прокормитесь.
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований НИУ «Высшая школа экономики»
— Турбулентность чрезвычайная. Вероятно, мы увидим частично распределительную систему. Что конкретно будет с экономикой, сказать невозможно. Главный удар пришелся на авуары ЦБ, это обнулило больше половины золотовалютных резервов. Особенно тревожно, что санкции наложили на высокотехнологичный импорт. Для граждан в ситуации стресса защитных инструментов нет. Деньги, пожалуй, надо держать в кеше. Стоит ли бежать покупать дорогие евро и доллары? Меня терзают сомнения. Одно дает надежду: вечными санкции не будут. Будет меняться ситуация в геополитике — станет легче и нам.
Экономист на условиях анонимности
— Мы столкнулись с санкциями нового порядка. Инфляция ускорится, будет большое достижение, если удержат ее в рамках 20-30%. Если даже геополитическая ситуация качнется к лучшему, санкции отменять будут долго и медленно. Что делать с рублями, если они у вас еще есть? Их можно оставлять на карточках, необязательно держать в наличности. Система внутренних платежей в порядке, снять рубли всегда будет можно. Запасаться валютой, пожалуй, уже поздно. Если есть возможность валюту снять — попытайтесь, но изучите условия. Электроника обязательно подорожает, ее-то еще можно успеть купить, потом она грозит стать роскошью.