Столичные музеи и выставочные залы будто вступили в соревнование: кто ярче встретит главное спортивное событие года? На этой неделе откроются, без преувеличения, десятки выставок на олимпийскую тему. Что из этого моря художественных явлений заслуживает внимания в первую очередь? «Труд» попробовал разобраться.
В авангарде, как это часто бывает, Манеж: к старту зимних Игр — 2014 приурочено открытие выставки «Сезон побед». Обещая, словами организаторов, «раскрытие философского и культурного смысла понятия олимпизма, его эстетики», в Центральном выставочном зале сочинили интерактивную презентацию. В плане экспозиция напомнит очертания классической спортивной арены. На ней соединятся мемориальные предметы (в их числе экипировка знаменитого фигуриста, первого в России олимпийского чемпиона Николая Панина-Коломенкина), документы и архивные материалы, видео- и фотохроника. Ну и, конечно, собственно произведения искусства. К реализации замысла привлечены Исторический музей, Госмузей спорта, Музей моды, а также отдельные спортивные федерации и выдающиеся спортсмены. Так, в экспозиции обещаны раритеты вроде костюмов Натальи Бестемьяновой, Игоря Бобрина, Ирины Родниной, Вячеслава Фетисова...
По сути, внутри Манежа возникнет новый архитектурный объект. Транслируя на большом экране события Олимпиады, зрителям параллельно покажут редкую кинохронику и фото из архива РИА «Новости». Войдут в панораму и спортивные снаряды разных лет, и единственная в России коллекция лыж олимпийских чемпионов, и комплекты олимпийских медалей и монет. Но все это, по замыслу кураторов, померкло бы без «активной интервенции современного искусства» России и зарубежья. Не забыта в Манеже и символика, принятая сто лет назад Олимпийским конгрессом в Париже. Мало, например, кто знает, что трактовку смысла пяти переплетенных колец тогда дал великий психолог Карл Густав Юнг, увидевший здесь отражение пяти энергий: воды, дерева, огня, земли и металла.
Спортивные идеи вдохновили и Московский дом фотографии, открывающий выставку «Россия на Олимпиадах» — рассказ об участии наших спортсменов в Олимпийских играх за столетие. Здесь 300 фотографий и видеоматериалы, плюс интернет-канал, позволяющий видеть Олимпиаду в Сочи в режиме онлайн. Но, пожалуй, особенно любопытны свидетельства первых выступлений российских спортсменов на Олимпиаде в Лондоне 1908 года. Героем тех игр стал выпускник физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета Николай Панин-Коломенкин — не только пятикратный чемпион России по фигурному катанию, призер первенств мира (1903) и Европы (1904 и 1908), но и теннисист, гребец, яхтсмен, а также 12-кратный чемпион России по стрельбе из пистолета. В 1912 году Россия впервые выставила на Олимпийских играх национальную сборную, отправив в Стокгольм на океанском судне «Бирма» 178 спортсменов — одну из самых больших тогдашних команд. Кто мог в том, предпоследнем мирном году подумать, что в следующий раз наша страна, уже советская, пошлет свою команду на Олимпиаду лишь в 1952-м? Лица легендарных победителей игр в Хельсинки известны по фоторепортажам Анатолия Гаранина. А дальше — настоящая фотолавина победных репортажей и спортивных портретов от от классиков отечественной фотографии Дмитрия Бальтерманца, Александра Абазы, Льва Бородулина...
Мировой контекст по-разному затронули Музей Востока («Спорт! Sport! Спорт!» о популярных играх Азии) и Дарвиновский музей, целый год ведущий многосерийный проект «Талисманы Олимпийских игр». В центре внимания — животные — прообразы символов разных Олимпиад, а вот на выставке «В ритме спорта» найден совсем оригинальный аспект: присланные со всей страны фотографии «спортсменов» из живой природы доказывают, что среди них есть непревзойденные бегуны, прыгуны, пловцы, даже боксеры.
Музей Москвы, понятно, избрал более локальный подход к всемирной теме. Выставка «Москва и спорт» поведает о волнах спортивных увлечений, одна за другой накрывавших Первопрестольную: в конце XIX века были популярны катки, в 1930-40-е все затмил футбол, в 70-е — хоккей, а на 90-е пришелся расцвет тенниса. В старинное здание Провиантских складов тоже привезли раритеты: деревянные лыжи, первый велосипед московской сборки, современный скейтборд, а также теннисную ракетку князя Голицына и даже коньки Зои Космодемьянской. Рядом с фотографиями, поражавших массовостью физкультурных парадов в 20-30-е годы, вид улетающего в небо «ласкового Миши» (Олимпиада-1980) смотрится удивительно камерно и ностальгично.
Ко двору пришелся тот факт, что спортивная тема была одной из ведущих и уж точно самых благодатных в советском искусстве, имевшем немало запретов, но точно не на изображение пышущих здоровьем тел и разгоряченных движением лиц. Сегодняшний восторг перед фактом приема Россией Игр-2014 удачно совпал с заново вспыхнувшим в художественной среде возрождением интереса к большому стилю в искусстве. И даже прямо к соцреализму с его парадоксальным сочетанием натурализма и иллюзорности. Безусловным лидером здесь обещает стать выставка «Советский спорт», организуемая Институтом русского реалистического искусства — одной из крупнейших частных коллекций, возникших в последние годы. В декабре при поддержке аукционного дома Sotheby’s, она уже прошла в Лондоне, а завтра распахнет свои двери в Москве. Пока же, по входящей сейчас в моду практике, ее основные экспонаты в виде качественно изготовленных копий размещены на площадке, пафосней и популярней которой трудно придумать: это 1-я линия исторического здания ГУМа. В качестве дополнения — тиражные статуэтки из фарфора с изображением спортсменов, созданные в 1950-70-х, и настоящие скульптуры из бронзы от академика Михаила Дронова.