20 февраля 1993 был захвачен самолет Ту-134, выполнявший рейс Тюмень - Санкт-Петербург. На борту находились 80 человек. 10 часов между жизнью и смертью провели пассажиры: угонщик все это время держал в руке гранату без чеки. Организатор угона - Тамерлан Мусаев был осужден на 12 лет. Вместе с ним в самолете были его жена Марина и семимесячная дочь. Марина Мусаева получила 6 лет условно.
На зоне Мусаев отсидел 9 лет и был досрочно освобожден за примерное поведение. Недавно он написал книжку про тот угон. Так и называется: "Я угнал самолет". Она вышла на днях в одном из питерских издательств.
За эти 13 лет Мусаев не раскаялся в том, что сделал, и считает, что его угон был спланирован блестяще. Он не чувствует вины перед 80 пассажирами, полагая, что им это должно было понравиться, словно они попали на аттракцион.
МНЕ НУЖЕН СКАНДАЛ!
Я жду Мусаева у метро "Площадь Восстания". Хотя нет - это он меня ждет. Еще выйдя из метро, я обратила внимание на высокого мужчину, одетого в черные джинсы, светлую рубашку и черную кожаную безрукавку. Он внимательно смотрит в толпу, заходит в метро, выходит. Он не знает, как выглядит журналист, а я не представляю, как должен выглядеть угонщик самолетов.
Наконец он подходит и говорит: "Я - Мусаев".
Тот день Мусаев помнит до мельчайших, микроскопических подробностей и рассказывает все, смакуя. В душном кафе мне становится жутко от его мемуаров, так, словно я не пью тут горячий чай, а сижу в душном салоне самолета среди заложников.
Мусаев - дагестанец по национальности - всю свою жизнь прожил с родителями в Баку. Именно поэтому его часто называют азербайджанцем. Но это совершенно не верно: Мусаев - советский человек. Он никогда не знал ни дагестанского, ни азербайджанского. Его родной язык - русский. Он и сейчас живет по советскому паспорту. Получать азербайджанский он не захотел, а российский - не смог. Тогда в Баку еще не было нашего посольства, и Мусаева попросили подождать. А он обиделся и... угнал самолет.
- Мне надо было уехать из Азербайджана, - говорит Мусаев, - к моей маме приходили люди, которые искали меня и хотели забрать в народное ополчение. Когда я отказался, мне стали угрожать, что посадят в тюрьму за изнасилование.
В принципе, была возможность откупиться. Но Мусаев пошел на принцип и решил денег не платить. Он вспомнил, что где-то видел заметку о человеке, который угнал самолет и остался за границей.
Из книги Мусаева
"И вот у меня впервые возникла идея: а может, угнать самолет или имитировать такой угон, чтобы скандальным образом попасть за границы бывшего СССР и там рассказать правду о той реальности, которая возникла на территории империи зла?"
То есть если просто уехать - это надо работать. А можно стать беженцем, который просит политического убежища. И тогда: слава, гранды и гонорары. О своем намерении он рассказал жене, друзьям и даже маме. И никто (!) не стал его отговаривать. Мусаев начал готовиться. Купил у военных гранаты Ф-1.
- Я понимал, что несколько часов держать гранату в вытянутой руке будет нелегко, - говорит Тамерлан, - поэтому я дома тренировался. Стоял и держал картошку. Вообще я подготовился хорошо, с точки зрения организаторской все было сделано блестяще.
В голосе Мусаева звучит гордость.
БЛАГОДЕТЕЛЬ С ДВУМЯ ГРАНАТАМИ
Зимним утром 20 февраля 1993 года посадка на рейс в Тюмени шла своим чередом. Молодую пару с грудным ребенком провожал знакомый - Абдул Эфендиев. Под предлогом того, чтобы пара не мучалась с багажом при прибытии, Абдул договорился с грузчиком аэропорта. Тот за какие-то смешные деньги пронес их сумку в салон под видом ручной клади. В ней среди ползунков и чепчиков лежали две гранаты Ф-1.
Из книги Тамерлана Мусаева
"Прошел первый час полета: настало время действовать. Когда до прилета в санкт-петербургский аэропорт "Пулково" оставался приблизительно час, я нажал кнопку вызова стюардессы. Я встал и направился ей навстречу, держа руки в карманах. Когда до стюардессы оставалось метра два, я вытащил одну руку, чтобы девушка отчетливо увидела зажатую в ней гранату, а свободной рукой выдернул из гранаты кольцо.
- Ничего страшного, все нормально! Не пугайтесь: пока взрыва не будет! - и тут же вручил ей кольцо гранаты с заранее составленной запиской. - Отнесите это в кабину пилотов.
В записке Мусаев требовал, чтобы самолет сделал дозаправку в Хельсинки, а дальше летел в Штаты. Он врал и писал, что на борту есть несколько человек, которые вооружены. На самом деле в конце салона сидела его жена Марина, а на руках у нее спала дочка Сабина.
На переговоры с Мусаевым вышел один из пилотов. Он уговорил террориста сделать остановку в столице Эстонии. Стюардесса металлическим голосом объявила, что самолет взял курс на Таллин. В этот момент пассажиры начали просыпаться... Они открывают глаза и видят: в проходе стоит человек с гранатой без чеки.
Держать гранату без чеки можно сколь угодно долго. Главное - не разжимать пальцы. Стоит выпустить, и через 3-4 секунды раздастся взрыв. Шансы выжить - нулевые. Разлет осколков 200
метров, а в самолете все сидят плечом к плечу. Придавленные страхом пассажиры пытались разговаривать с Мусаевым. Но он прервал все разговоры: держать несколько часов гранату не так-то легко, тут нужна полная концентрация.
- В книге вы пишете, что пассажиры вели себя спокойно и им даже понравилось, что они стали заложниками. Я в это не верю.
- Зря не верите, - с какой-то радостью в голосе говорит Мусаев,- я вел себя спокойно. Предложил тем, кто курит, сесть отдельно. Я заботился о них. Все было тихо и мирно.
Самолет приземлился в Таллине, и Мусаев выпустил иностранцев.
Из книги Мусаева
"Уважаемые пассажиры! - объявил я как можно громче и четче. - Сейчас наш самолет дозаправится и полетит в Финляндию. Хотя вообще-то мне нужно в Америку. И с собой в США я заберу почти всех вас. Если у кого-то есть существенная причина отказаться от такого интересного и притом совершенно бесплатного перелета в качестве заложника, поднимите руку, обратитесь ко мне и внятно изложите причину, представив исчерпывающие доказательства.
Как и следовало ожидать, руки подняли от силы человек десять".
МЫ ЖЕ НИКОГО НЕ УБИЛИ
Мусаев помнит, что была женщина, которая просила ее отпустить. В страхе, она даже сказала, что многодетная мать. Тамерлан потребовал паспорт. Там было записано всего два ребенка. Террорист обиделся, что она соврала и не выпустил бедную женщину. Сильно осерчал Мусаев и на стюардессу, которая открыла запасной люк и выпустила несколько заложников. По мнению Мусаева, она поступила "очень некрасиво".
В Таллине с Тамерланом начались переговоры. Финляндия отказалась принять самолет с террористом на борту. Следовало убедить Мусаева лететь в Швецию, которая принимала проблемный "борт". Конечно, на земле рассматривали вариант операции по освобождению заложников. К самолету подтянули спецназ.
Но бандит достал вторую гранату. Выдернуть чеку из нее он попросил сидящего рядом пассажира. Так и стоял с двумя гранатами в каждой руке. Вконец испуганные пассажиры попытались разговорить Марину Мусаеву. Призывали ее подумать о том, что в случае взрыва она и ее грудной ребенок тоже погибнут. Результата это не дало. Самолет дозаправили, и он взял курс на Стокгольм. На борту остались 18 женщин и один ребенок.
- Скажите, вы понимали, что угрожаете жизни всех этих людей? Понимали, что могли взорваться?
- Да. Понимал, - каждое слово Мусаева падает, словно камень с обрыва, - но я никому не хотел ничего плохого. Я вам говорю, меня вынудили. Я же не взорвал самолет, никого не убил.
- Нельзя угонять самолеты. Нельзя подвергать опасности жизнь других людей!
- А заставлять меня идти в ополчение можно?
Из книги Мусаева
"Шведы меня уговорили сдаться. Тому способствовали Марина и Сабина. Марина сгоряча решила, что Швеция тоже весьма неплоха как цель моей акции. А у Сабины закончились все чистые пеленки, и она заплакала. А Марина даже в спокойных домашних условиях обычно с трудом успокаивала Сабину.
Мусаевых поместили в шведскую тюрьму. Тамерлан до сих пор с теплотой вспоминает эти отдельные камеры, вкусную еду и вежливое обращение. Его тут же окружили разные правозащитные организации, которые начали оказывать всевозможную помощь, даже дали денег - 80 долларов. Местная пресса, как утверждает Мусаев, писала о нем с большим сочувствием. Главным достоинством Мусаева, заявляли шведские журналисты, было то, что он никого не убил. Террорист был уверен: России его не выдадут. Отсидит в комфортных условиях три-четыре года и выйдет на свободу.
Он ошибся.
УЖАСНАЯ ОБИДА
На суде, когда Мусаевым зачитали приговор, Марина обиженно спросила: "Почему нас признали виновными, мы ведь никого не убили?"
- Скажите, ваша дочь, которой уже 13 лет, она знает, что тогда произошло на борту?
- Да, я все ей рассказал несколько лет назад. Она меня не осуждает.
Марина, преданная жена, которая пошла с мужем на такое страшное преступление, не дождалась его из тюрьмы. Через пять лет она стала жить с другим человеком и родила от него сына.
Впрочем, Марина и Тамерлан общаются. Он зарабатывает на жизнь тем, что поет и играет на синтезаторе в одном из питерских ресторанов. Его родные из Баку переехали в Махачкалу. Иногда Тамерлан ездит к ним - на поезде, потому что билет на самолет... ему пока не по карману.
Мусаев очень обижен на Швецию, что она выдала его России. И он очень обижен на Россию, где его посадили на 12 лет. Но при этом он очень хочет получить новый российский паспорт, чтобы стать гражданином страны, с которой он так жестоко поступил 13 лет назад.
ЗВОНОК В ПУЛКОВО
Мусаевы своим угоном нанесли России материальный ущерб в 11 млн. долларов, и это в цифрах 1993 года. Конечно, сильно пострадала авиакомпания "Пулково". Мы попытались дозвониться до авиакомпании, чтобы узнать, помнят ли там этот "черный день" и продадут ли они билеты на свой рейс Тамерлану и Марине Мусаевым. Западная практика частных авиакомпаний позволяет отказать в продаже билета лицам, которых служба безопасности сочтет неблагонадежными.
К сожалению, никто из руководителей авиакомпании "Пулково" говорить с корреспондентом не стал.
...Пять лет назад в Стамбуле террористами был захвачен самолет "Внуковских авиалиний". Лайнер приземлился в Саудовской Аравии. Во время штурма спецназом погибла 28-летняя стюардесса Юлия Фомина. И не было случая, чтобы во "Внуковских авиалиниях" отказались от комментария в память о том скорбном дне.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
15 октября 1970 года. Отец и сын Бразинскасы угнали в Турцию самолет Ан-24. При захвате была убита стюардесса Надежда Курченко. США предоставило террористам гражданство.
18 ноября 1983 года. Семеро угонщиков попытались захватить Ту-134, следовавший из Тбилиси в Ленинград. При штурме двое террористов были убиты, а остальные приговорены к расстрелу.
8 марта 1988 года. Семья музыкантов Овечкиных (11 человек) захватила Ту-154, рейс Иркутск - Курган - Ленинград. Угонщики требовали лететь в Лондон. Во время дозаправки в Финляндии был штурм, пятеро угонщиков убиты. Двое получили шесть и восемь лет лишения свободы. Четверо освобождены от уголовной ответственности по малолетству.
19 августа 1990 года. 11 заключенных, этапировавшихся из Нерюнгри в Якутск, угнали самолет Ту-154 в Карачи (Пакистан). Исламабад отказался выдать преступников и приговорил всех к смертной казни, затем приговор заменили на пожизненное заключение. В 1998 году шестеро россиян из числа угонщиков были возвращены на Родину и получили по 15 лет за угон. Трое угонщиков умерли в тюрьме. Двое украинцев остались в Пакистане.