Жители центральных районов России давно забыли, что такое "паровики", какой шлейф черного дыма они оставляют за собой и с какой скоростью передвигаются по железной дороге. Стоит напомнить: еще в начале 50-х в Подмосковье не было электричек. Чтобы проехать каких-нибудь 30 километров требовалось целых два часа. Сегодня - максимум сорок минут со всеми остановками. Вот что такое "электричка" в широком смысле этого слова. Вот почему на железных дорогах России идет тотальная электрификация.
В конце прошлого года сдан в эксплуатацию участок Северо-Кавказской железной дороги от Тихорецкой до Сальска протяженностью 147 километров. По строительным нормам на электрификацию линии такой протяженности требуется минимум два года. Специалисты Балтийской строительной компании выполнили ее меньше чем за год. Установлена контактная сеть, построены две новые тяговые подстанции, новые посты электрической централизации, специальные блок-модули по всей трассе, проложена линия связи. Чтобы не было перебоев с электроэнергией, проведена реконструкция районных подстанций. Строится локомотивное депо на станции Сальск.
В начале нынешнего года состоялся проезд первой "электрички" на участке Саратов - Карамыш - Приволжской железной дороги протяженностью 98 километров. На электрификацию почти стометровой двухполоски строителям из БСК потребовалось меньше года.
И вот последние новости: сданы два участка - Карамыш - Петров Вал и Сальск - Куберле. И вновь с весьма ощутимым опережением, хотя в летнее время в работе строителей возникают особые трудности, связанные с переходом на летнее расписание: увеличиваются пассажирские перевозки, все меньше становятся "окна". В результате сами строители переходят на круглосуточный график работы.
Если посмотреть на карту Приволжской и Северо-Кавказской железных дорог, станет понятно, что электрификация с двух сторон "наступает" на Волгоградский железнодорожный узел, который переводится с постоянного на переменный ток.
В нынешнем году предстоит электрифицировать еще 245 километров Приволжской железной дороги на участке Карамыш - Колоцкий. В будущем году завершится реконструкция Волгоградского узла и будет электрифицирован участок Сальск - Котельниково - Волгоград протяженностью почти 300 километров. Электрификация железной дороги на участке от Новороссийска до Саратова даст возможность более оперативно и дешево перевозить грузы от южных российских портов в центр страны.
А на вопрос, что помогает строителям из БСК работать так четко и быстро, ответила выставка. Она проходила в здании нового ремонтно-экипировочного депо Киевского вокзала в рамках Международной научно-технической конференции, посвященной 100-летию Транссиба и 150-летию магистрали Санкт-Петербург - Москва. На выставке были представлены инновационные и ресурсосберегающие технологии - в частности, универсальный строительно-монтажный комплекс нового поколения, который разработан специалистами Балтийской строительной компании. Всего за одно шестичасовое "окно" в движении поездов этот комплекс позволяет установить опоры, смонтировать контактную сеть, словом провести все работы по электрификации участка в 1200 метров. По всем показателям этот комплекс находится на уровне самых передовых зарубежных образцов. Вот только смонтирован он из отечественных составляющих, а потому стоит на порядок дешевле. Михаил Касьянов, премьер-министр России, который побывал на РЭД, по достоинству оценил эту разработку.