Проще всего эту позицию объяснить патриотическим поступком соотечественника, вставшего на защиту российского авиастроения. Но при рыночных отношениях за всяким заявлением стоит трезвый экономический расчет. Именно он наглядно убеждает, что действительно выгодно делать ставку на современные российские гражданские самолеты.
Вот недавний документ межведомственной рабочей группы по анализу эксплуатационных характеристик отечественных и зарубежных воздушных судов. Сравнивались данные лайнеров Ил-96-300, Ту-204, Ту-154М, а также их зарубежных аналогов - американских Боингов -737, 767,777 и европейского А-310. Естественно, выводы свои специалисты (это были представители отечественной науки, испытатели и конструкторы ильюшинской и туполевской фирм) делали по результатам эксплуатации в российских авиакомпаниях. Так вот: оценка уровня надежности Ил-96-300, Ту-204 и их зарубежных аналогов свидетельствует, что показатели наших машин ни в чем не уступают западным. А как быть с заявлениями некоторых авиационных "тузов", ориентирующихся на закупки иностранной техники, о разном уровне надежности российских и зарубежных судов? Это, как считает рабочая группа, объясняется просто различиями в системах сбора и обработки информации об отказах.
Кстати, о надежности. Как-то незаметно, в узком кругу недавно прошли в Аэрофлоте торжества по поводу 20-летия эксплуатации первого советского аэробуса Ил-86. Добавим, что он на всех отечественных линиях третий десяток лет летает без аварий. Это достижение уникально. Рассказывают, что когда с этим юбилеем решили поздравить генерального конструктора Г. Новожилова, он замахал руками: "Мужики, стучите по дереву. Есть одна у конструктора мечта - прожить жизнь, так и не узнав о происшествии с Ил-86". Живите долго, Генрих Васильевич!
В чем действительно есть существенная разница, так это в себестоимости летного часа. Анализ эксплуатации судов в ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" привел экспертов к выводам, которые для многих оказались неожиданными. Оказалось, что эксплуатация нашего Ил-96-300 обходится в два раза дешевле, чем Боинга-777, в 1,7 раза - чем Боинга-767, и в 1,4 раза - чем А-310. Что касается Ту-154М, то тут тоже счет в нашу пользу - эксплуатация Б-737 дороже в 1,6 раза. Если сравнивать с Ту-204, то ножницы цен еще больше.
Как же получилось, что некогда крупнейшая авиационная держава сдала позиции под напором западных конкурентов? Дошло до того, что в прошлом году авиапредприятия России продали меньше десятка гражданских самолетов. Меж тем мощности производителей Илов и Ту позволяют выпускать более ста машин в год. Парадокс - при наличии производственных мощностей, конкурентоспособных моделей и рынка сбыта предприятия авиастроителей и смежников сократили производство, а то и встали.
Тяжелый кризис, поразивший отечественные заводы в начале 90-х, стал следствием распада авиастроительного комплекса и сворачивания господдержки отрасли. Принятая в то время федеральная программа развития российской авиатехники финансировалась от силы на 20 - 30 процентов, а бюджетное финансирование закупок гражданской авиатехники практически прекратилось. Мало того - со временем с подачи правительства некоторые авиакомпании, свернув закупки российских машин, получили возможность на льготных условиях через западные лизинговые компании приобретать зарубежные самолеты. В итоге на начало прошлого года, по сведениям Счетной палаты РФ, четверть летного парка Аэрофлота составляла иностранная техника. Потери федерального бюджета только за счет освобождения ввозимых машин от таможенных платежей исчислялись сотнями миллионов долларов. Из-за закупок западных лайнеров, аналоги которых есть в России, отечественный авиапром лишился заказов на сумму свыше 1,2 миллиарда долларов. Печальные плоды этой недальновидной политикипожинают теперь сотни тысяч специалистов отрасли, вынужденных искать другую работу.
По данным Федеральной службы воздушного транспорта РФ, около 70 процентов самолетного парка скоро подлежит списанию. Соответственно, в ближайшие 10 - 15 лет авиакомпаниям потребуется свыше тысячи новых самолетов. Если заказ получат российские заводы, то будет шанс восстать из пепла.
Что же требуется сегодня? Как показывает опыт крупнейших держав, авиаперевозчикам и производителям нужна программа государственной поддержки лизинга отечественных самолетов. Суть проста: лизинговая компания покупает самолет у завода (к слову, Ил-96-300 стоит 30 - 35 млн. дол., а его аналог Боинг-767 - до 90 млн.), а потом передает машину авиакомпании. Та в течение 8 - 10 лет ежемесячно выплачивает арендные платежи, после чего самолет, как правило, переходит в собственность перевозчика. По подобной схеме в мире эксплуатируется до 80 процентов воздушных судов. Некогда и у нас функции лизинговой компании выполнял советский Аэрофлот, который покупал технику у государства и распределял по своим авиапредприятиям. Но после распада единой компании образовалась порочная замкнутая цепочка: у предприятий нет денег на покупку самолетов, а у производителей - на их производство.
Разговоры о создании лизинговых компаний в России шли пять лет. Дело сдвинулось лишь в 2001 году, когда в послании федеральному собранию президент призвал переориентировать экономику с добычи сырья на выпуск высокотехнологичной продукции, к которой относится и авиатехника. В марте правительство РФ наконец приняло принципиальное решение о поддержке лизинговых сделок. Государство намерено предоставлять гарантии на 85 процентов кредитов, выдаваемых для этих сделок банками. Они в свою очередь готовы кредитовать авиапром под 13 - 14 процентов годовых в валюте. Однако экспертами подсчитано, что продажа самолета в кредит экономически оправдана, если банковский процент не превышает 11 пунктов. Поэтому государство должно еще погасить банкам эти недостающие 2 - 3 процента, а это требует внесения изменений в законодательство.
Время думать и о пересмотре фискальной системы. На Западе 80 процентов самолетов продается по лизинговым схемам, с регистрацией лайнеров в странах, где минимальное налогообложение. Это ставит наших производителей в заведомо неравные условия, так как регистрация самолетов в России повышает их стоимость на 8 - 10 процентов за счет налогов прямого действия.
Итак, власть заявила о желании помочь авиапрому выйти из кризиса. Осталось благие намерения подкрепить делом. Сроки лизинговых операций, а значит, и спасения российского самолетостроения, зависят от того, как скоро договорятся правительство и парламент.
Между тем в отношениях перевозчиков и авиастроителей наметились перемены. Во всяком случае "Сибирь", "Дальавиа" и ряд других компаний твердо заявили о курсе на закупку отечественных лайнеров. А инвесторы уже проявили интерес к новым методам поддержки авиапрома. Быстро растет капитализация лизинговых компаний - так, в ЗАО "Ильюшин Финанс Ко" она превысила 120 млн. долларов, в ЗАО "Финансовая лизинговая компания" - 50 млн. долларов.
В конце июля ВЦИОМ провел опрос 1200 пассажиров в аэропортах крупнейших российских городов, включая Москву и Санкт-Петербург. Вот как распределились ответы на вопросы, касающиеся нашей гражданской авиации.
Если будет выбор, то на каких российских и зарубежных самолетах вы предпочтете летать (можно было назвать одну или больше машин)?
1. Самолеты семейства "Ильюшин" 41,3%
2. "Туполев" 30,9%
3. "Аэробус" 24,1%
4. "Боинг" 37%
Как вы думаете, являются ли отечественные самолеты достаточно надежными по сравнению с зарубежными аналогами?
1. Да 44,7%
2. Нет 28,5%
3. Затрудняюсь ответить 26,8%
Известно ли вам, что закупки зарубежной авиатехники оборачиваются большими потерями для бюджета, разрушением промышленности и ростом безработицы?
1. Да 73,1%
2. Нет 17,6%
3. Затрудняюсь ответить 9,3%
Готовы ли вы поддержать программу правительства по строительству самолетов нового поколения или лучше на эти деньги купить зарубежные самолеты?
1. Следует поддержать российское авиастроение 85,1 %
2. Закупать зарубежную авиатехнику 6,5%
3. Затрудняюсь ответить 8,4%