- Какое там улучшение, о чем вы говорите? - искренне удивилась моему вопросу имеющая 40-летний трудовой стаж Валентина Иосифовна ТЕРНОВСКАЯ, преподаватель биологии и химии в единственной на всю округу школе в деревне Неверово Нерехтского района Костромской области. - Хоть бы кто-то из высокопоставленных чиновников Минобразования приехал к нам и посмотрел, в какой унизительной нищете прозябают и сегодня сельские учителя. Наш преподаватель английского языка (стаж - 20 лет) получает 3 тысячи рублей. Сейчас ей предлагают радоваться, добавив в рамках реализации национального проекта за классное руководство 923 рубля (после вычета налога - 803). Ни подсобного хозяйства, ни живности у моей коллеги нет. При этом за газ и свет надо каждый месяц отдавать 400 с лишним. Сломался у нее старенький телевизор - и вот уже полгода она копит на новый. Учитель без телевизора - это реально? И без стиральной машины, зато с рычащим, еще советским, холодильником. Самое элементарное для нашего учителя - непозволительная роскошь. И ничего так громко поданная прибавка в сущности не меняет. И эти гроши кто-то осмеливается называть "прорывом в материальном обеспечении учителей"? Другим преподавателям, не являющимся классными руководителями, и такой надбавки не положено. Мы давно уже устали жить на мизерные подачки, называемые зарплатой. Чтобы купить методическую литературу, приходится отказывать себе в самом необходимом. И предстоящее в мае 11-процентное повышение зарплаты, о котором так много говорят чиновники, не даст ни малейшей возможности вырваться из нищеты, потому что рост цен опережает любые прибавки. Молодежь не хочет работать в школе. Пришел как-то к нам выпускник, но после первой же получки погрустнел, а через несколько месяцев и уволился. Уйдет наше поколение, кто будет учить детей? Так что, если говорить честно, то все эти широко пропагандируемые новации, на мой взгляд, просто отвлекающий маневр чиновников.
Валентина Терновская с душевной болью говорила также и о том, что регулярно приходится выпрашивать у родителей учеников деньги на неотложные нужды школы. "Дело, понятно, добровольное, да и не у всех просим, но как это горько и стыдно; иногда в месяц около двух тысяч собираем... ". Муниципальные власти, конечно же, помогают, однако их финансовые ресурсы весьма ограничены. О трудном житье-бытье говорили мне и другие преподаватели неверовской школы. Насколько типична картина, не сгущают ли краски сельские педагоги? С этого вопроса началась наша беседа с директором Всероссийского центра уровня жизни профессором Бобковым.
- Вячеслав Николаевич, в Московской области средняя зарплата школьных учителей превышает 8 тысяч рублей; в Приморском крае - почти приблизилась к 8 тысячам, а к концу нынешнего года предполагается поднять ее до 10 800; в Тюменской области - 10,5 тысячи; в Ямало-Ненецком автономном округе - 14,4 тысячи. Не устарел ли многолетний образ "бедствующего российского педагога"?
- В России есть регионы, где учитель получает неплохую зарплату. В Москве, например, в конце прошлого, 2005-го, она составляла свыше 19 тысяч рублей в месяц. Но если вынести за скобки относительно благополучные регионы (а их в стране менее полутора десятков), то на большей территории страны ситуация остается весьма острой.
Американский учитель получает в среднем более 3 500 долларов в месяц, российский - в 20 раз меньше. Стоит ли удивляться, что половина выпускников наших педагогических вузов не идет работать в школы, особенно в сельские. Наше государство долгое время сильно экономило на этой сфере. Расходы консолидированного бюджета по разделу "образование" составляли в России в 2004-м (более свежих данных пока нет) 3,5 процента валового внутреннего продукта (ВВП), а в Швеции, где ВВП на душу существенно выше, - 7,3; Франции - 5,6; Германии - 4,6; Великобритании - 4,5. И вот теперь, чтобы наверстать огромное отставание, не допустить углубления развивающихся в отрасли опасных деформаций, нам надо увеличивать финансирование более энергично, чем это делается, да и средства следовало бы использовать эффективнее.
- А разве не эти же задачи решает национальный проект?
- Вопрос лишь в том, насколько продуманно, комплексно, прицельно решается задача. Специалисты нашего центра прогнозируют рост социального напряжения среди большой части педагогов. Во-первых, общий уровень повышения зарплаты у них весьма незначительный, не позволяющий вырваться из нищеты. Во-вторых, грядут сокращения. Многие из них так долго ждали улучшения, а теперь, когда власть приступила к реализации национального проекта, могут вообще остаться без работы. Настроения в ряде сельских школ, в том числе и в Нерехтском районе, подтверждают небеспочвенность наших опасений.
- Но ведь в ближайшие годы предполагается продолжить повышение оплаты труда преподавателей школ...
- На сколько именно? Вот официальный ориентир: к 2010-му зарплата учителей должна составить 75 процентов от средней (сегодня - 62 процента). Намеченная планка - слишком низкая. Чиновники хотят лишь сгладить разрыв в оплате, а надо форсированно преодолевать его. Тут, кстати, есть и политический подтекст. Маленькая зарплата выталкивает большинство педагогов в низший слой общества, в оппозицию к власти. А ведь именно в школе во многом идет формирование умонастроений молодого поколения.
Разработчики реформы возлагают большую часть ответственности за финансирование школ на региональный уровень. Заранее понимая, что местные бюджеты эту ношу не тянут. Если сравнить финансирование в расчете на одного ученика в разных регионах, то разрыв составит 7 - 8 раз (!), то же и в зарплате учителей. Без финансовой поддержки федерального центра сгладить эти диспропорции регионы не смогут. Между тем уже сегодня каждый второй студент представляет "верхнюю" относительно обеспеченную 20-процентную группу населения и лишь каждый десятый - "нижний" 20-процентный слой. Углубление этого раскола будет все в большей мере тормозить развитие страны и ее экономики.
Правительство, увы, рассматривает сегодня образование как сферу услуг, за которую должно платить население. Между тем национальный проект по определению провозглашает приоритет государственного финансирования. Проводимые Росстатом обследования бюджетов домашних хозяйств показывают: для большинства из них не по силам профессиональное образование членов семьи на платной основе. Даже получение детьми среднего образования затруднительно! Перевод же общего образования на сугубо рыночные рельсы прямо противоречит требованиям Конституции РФ, возводит практически непреодолимые барьеры для малообеспеченных граждан. Уже сегодня 35 процентов всех расходов системы образования составляют платежи населения. Безоглядное движение по этому пути может иметь печальный финал.
- А что вы конкретно предлагаете?
- Во Всероссийском центре уровня жизни разработана модель новой отраслевой системы оплаты труда. Предложена 18-разрядная тарифная сетка. Надтарифная часть оплаты труда увеличена с 22 до 40 процентов. Мы исходили из того, что заработок педагога должен обеспечивать семье не просто выживание, а гарантировать расширенное воспроизводство рабочей силы, если говорить о педагогических кадрах. Размеры ставок определены в трех вариантах - минимальном (рост реальной зарплаты к 2007-му в полтора раза), среднем и оптимальном (месячная зарплата учителя в 2008-м - 18 445 рублей). Конечно, заработки должны быть увязаны с трудовым вкладом педагога, потребуется пересмотр норм, разработка системы стимулирования и т. д.
Расчеты показывают, что при этом средств на оплату труда в сфере образования потребуется в 5 раз больше. Но необходимость такого роста расходов на образование отмечают и другие эксперты. В частности, специалисты Высшей школы экономики. Увеличение расходов не должно пугать чиновников, потому что "жадный платит дважды". На самом деле страна теряет больше от низкого качества жизни россиян и отставания в мировом развитии. Реализация оптимального варианта, предложенного специалистами ВЦУЖ, приведет к увеличению зарплаты учителя общеобразовательной школы практически до 100 процентов, а доцента вуза - до 160 процентов от средней в экономике страны. Это поможет выправить необоснованные перекосы в оплате труда и даст мощный импульс для повышения качества образования.