Главная Культура 00:47 02 Декабря 2009 4585
Мария Шукшина: «Мы, взрослые, такие эгоисты»
Известная актриса о своей новой роли — «Труду»
Арефьев Егор

У всех героев фильма Сергея Снежкина есть реальные прототипы, взятые из автобиографической повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Мария Шукшина играет в нем маму главного героя, прототипом которой является другая известная актриса — Елена Санаева. О том, чем кино отличается от книжки и как ей работалось с юными и маститыми партнерами, Мария Шукшина рассказала «Труду».

— Читали ли вы книгу Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» до того, как вас пригласили на эту роль?

— Да, я читала её ещё года за два до предложения сняться в этом фильме. И когда Сергей Олегович (Снежкин) предложил мне роль в этом фильме, я вам скажу, я обрадовалась. Потому что после того, как я прочитала книжку, я стала её большой поклонницей.

— То, что у героев были прототипы, — это помогало или мешало?

— На это не обращалось внимания. Вообще не было цели достоверно, документально снять кино о той семье. Есть книга, а есть кино. Книга — это одно художественное произведение, фильм — другое. То есть получилось два разных произведения. Это не экранизация книги. Это два отдельных, самостоятельных произведения. Причем по силе таланта они абсолютно равноценны.

Кому-то больше нравится книга, кому-то больше нравится кино. Те, кто «Похороните меня за плинтусом» не читал, а сначала посмотрел кино, говорят, что кино произвело большее впечатление, чем книга. Кто читал до кино, говорит, что кино, конечно, более жесткое.

Кино нравится большинству зрителей. На наших закрытых показах невозможно что творится — такой ажиотаж! Люди «висят» на люстрах, я двух своих друзей не могла посадить в зал. Фильм прокатывается сейчас по разным фестивалям, там обычно не хватает стульев, все ступеньки заняты, люди на сцене лежали. Организаторы уже просят дать не один, а два сеанса. Это книжка работает и сильный состав актерский, конечно же.

Чем отличается хорошее кино от плохого кино — послевкусие есть. После «Похороните меня за плинтусом» — в голове очень много: можно подумать об этом, об этом — и о власти, и о семье, и об этих чертах человеческих, которые каждый узнает в своих семьях, может порыться в себе и увидеть какие-то черты.

Я в данном случае говорила о бабушке и о ребенке. Мы же такие эгоисты, взрослые. Взрослый эгоизм — когда, допустим, человек не реализовывается за всю жизнь и на детях, на внуках пытается отыграться за свою несложившуюся жизнь. Это присуще человеку. То есть там много всего, очень много о чем можно подумать после фильма, и это опять же признак хорошего кино.

— Собственный ваш опыт — воспитания ваших детей, отношения с вашими родителями — как-то вам помогал?

— Естественно, в сценах с мальчиком я подставляю своих детей внутренне. Всегда, когда играешь, подставляешь: если любовь ты играешь, ты подставляешь человека, которого ты любишь, смотришь в глаза актеру, а представляешь-то себе другого человека. Это актерская работа. Чтобы сыграть достоверно, нужно достоверные чувства испытывать по жизни. И опыт — это для актера вещь незаменимая. Это редкая вещь, когда молодой актер может сыграть чувства. Актером обычно становятся после 30, когда есть уже накопленный опыт.

— А про молодого актера Сашу Дробитько, которому как раз ещё нет 30, но он великолепно сыграл свою роль, расскажите, пожалуйста.

— Снежкин сначала отсмотрел более 400 мальчиков в Питере, выбрал его, и, конечно, действительно мальчик талантливый необычайно. Но это ещё и режиссерская работа, безусловно. Вообще в этом фильме все — это режиссер. Видна рука режиссера по всем актерским работам. А уж, конечно, с детьми работать — это самое сложное.

На площадке примерно такая ситуация происходила: Сергей Олегович запрещал мне, Светлане Николаевне Крючковой, и вообще кому-либо из группы подходить к мальчику. Хотя очень хотелось, особенно после тяжелых сцен, как-то погладить его по голове, поразговаривать с ним. Мальчик был абсолютно сам себе предоставлен после того, как отыгрывал свои сцены. Никто его не утешал. Это было продиктовано не жестокостью режиссера, отнюдь.

Сергей Олегович, наоборот, просто делал свое дело. Ребенка очень легко можно расслабить, и тогда он не сыграет то, что нужно. А роль у него тяжелая — не каждый взрослый потянул бы такую роль. Поэтому Саша Дробитько должен был быть все время в каком-то таком одиночестве у нас на съемках. Я втихаря подходила, говорила: «Сашенька, какой ты молодец». И когда это засекал наш второй режиссер: «Мария Васильевна, Сергей Олегович просил же не говорить с мальчиком!», я оправдывалась, что я просто проходила мимо: ну, стоит Саша, я мимо шла, я с ним не разговаривала.

Приходилось оправдываться. Большей частью я старалась не подходить, но переживала за него безумно. Но, с другой стороны, я прекрасно понимала эту установку режиссерскую, которая продиктована не жестокостью к мальчику, а тем, что он должен сделать хорошо свою работу.

— То есть Саша Дробитько работал на равных со взрослыми актерами?

— Абсолютно на равных. Как я говорила, роль у него тяжелая, как и у Светланы Николаевны, это же непередаваемо тяжелая драматическая роль. У меня тоже, особенно последняя и предпоследняя сцены с бабушкой. И пропускать через себя все это было тяжело, и сердцебиение, долго не можешь успокоиться после съемок. Но взрослые профессиональные актеры хотя бы знают, каким образом выходить из этого состояния, применяя свой опыт и мастерство.

Для выхода требуется время. А оказалось, что детской психике нужно меньше времени. Саша после жутких сцен — со слезами, истериками, со страданиями — садился в уголочек и играл в игрушки. Дети, оказывается, сами могут справляться. И это просто завидно! Но это только детская психика может справиться. Для меня эти чудодейственные качества детской психики были открытием.

— Хотелось бы поговорить про других ваших партнеров по фильму.

— Светлана Николаевна — это мастер из мастеров. Я всегда учусь, сколько лет я уже в кино, но я все равно учусь. И для меня счастье играть с такими первокласснейшими актерами, с такими партнерами, потому что есть чему поучиться. И для меня было наслаждением работать и с Алексеем Васильевичем Петренко, и со Светланой Николаевной Крючковой. Я смотрела, как они собираются на эпизод, как они выходят из этого состояния тяжелого — это все актерское мастерство, я просто видела, как это все происходит. Я счастливый человек — я ЭТО видела!

Выбор

Три фильма с участием Марии Шукшиной

«Птицы над городом» (1974)

7-летняя Маша снялась в фильме Сергея Никоненко со своей мамой Лидией Федосеевой-Шукшиной и младшей сестрой Ольгой.

 

«Американская дочь» (1995)

Сыграла бывшую жену героя Владимира Машкова. Режиссеру Карену Шахназарову актриса внешне напомнила его первую жену.

 

«Индиго» (2008)

Героиня Шукшиной — директор специализированной гимназии. Она в недобрых целях использует дар своих учеников — детей индиго.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9643
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7250
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?