Главная Культура 00:47 02 Декабря 2009 4694
Мария Шукшина: «Мы, взрослые, такие эгоисты»
Известная актриса о своей новой роли — «Труду»
Арефьев Егор

У всех героев фильма Сергея Снежкина есть реальные прототипы, взятые из автобиографической повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Мария Шукшина играет в нем маму главного героя, прототипом которой является другая известная актриса — Елена Санаева. О том, чем кино отличается от книжки и как ей работалось с юными и маститыми партнерами, Мария Шукшина рассказала «Труду».

— Читали ли вы книгу Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» до того, как вас пригласили на эту роль?

— Да, я читала её ещё года за два до предложения сняться в этом фильме. И когда Сергей Олегович (Снежкин) предложил мне роль в этом фильме, я вам скажу, я обрадовалась. Потому что после того, как я прочитала книжку, я стала её большой поклонницей.

— То, что у героев были прототипы, — это помогало или мешало?

— На это не обращалось внимания. Вообще не было цели достоверно, документально снять кино о той семье. Есть книга, а есть кино. Книга — это одно художественное произведение, фильм — другое. То есть получилось два разных произведения. Это не экранизация книги. Это два отдельных, самостоятельных произведения. Причем по силе таланта они абсолютно равноценны.

Кому-то больше нравится книга, кому-то больше нравится кино. Те, кто «Похороните меня за плинтусом» не читал, а сначала посмотрел кино, говорят, что кино произвело большее впечатление, чем книга. Кто читал до кино, говорит, что кино, конечно, более жесткое.

Кино нравится большинству зрителей. На наших закрытых показах невозможно что творится — такой ажиотаж! Люди «висят» на люстрах, я двух своих друзей не могла посадить в зал. Фильм прокатывается сейчас по разным фестивалям, там обычно не хватает стульев, все ступеньки заняты, люди на сцене лежали. Организаторы уже просят дать не один, а два сеанса. Это книжка работает и сильный состав актерский, конечно же.

Чем отличается хорошее кино от плохого кино — послевкусие есть. После «Похороните меня за плинтусом» — в голове очень много: можно подумать об этом, об этом — и о власти, и о семье, и об этих чертах человеческих, которые каждый узнает в своих семьях, может порыться в себе и увидеть какие-то черты.

Я в данном случае говорила о бабушке и о ребенке. Мы же такие эгоисты, взрослые. Взрослый эгоизм — когда, допустим, человек не реализовывается за всю жизнь и на детях, на внуках пытается отыграться за свою несложившуюся жизнь. Это присуще человеку. То есть там много всего, очень много о чем можно подумать после фильма, и это опять же признак хорошего кино.

— Собственный ваш опыт — воспитания ваших детей, отношения с вашими родителями — как-то вам помогал?

— Естественно, в сценах с мальчиком я подставляю своих детей внутренне. Всегда, когда играешь, подставляешь: если любовь ты играешь, ты подставляешь человека, которого ты любишь, смотришь в глаза актеру, а представляешь-то себе другого человека. Это актерская работа. Чтобы сыграть достоверно, нужно достоверные чувства испытывать по жизни. И опыт — это для актера вещь незаменимая. Это редкая вещь, когда молодой актер может сыграть чувства. Актером обычно становятся после 30, когда есть уже накопленный опыт.

— А про молодого актера Сашу Дробитько, которому как раз ещё нет 30, но он великолепно сыграл свою роль, расскажите, пожалуйста.

— Снежкин сначала отсмотрел более 400 мальчиков в Питере, выбрал его, и, конечно, действительно мальчик талантливый необычайно. Но это ещё и режиссерская работа, безусловно. Вообще в этом фильме все — это режиссер. Видна рука режиссера по всем актерским работам. А уж, конечно, с детьми работать — это самое сложное.

На площадке примерно такая ситуация происходила: Сергей Олегович запрещал мне, Светлане Николаевне Крючковой, и вообще кому-либо из группы подходить к мальчику. Хотя очень хотелось, особенно после тяжелых сцен, как-то погладить его по голове, поразговаривать с ним. Мальчик был абсолютно сам себе предоставлен после того, как отыгрывал свои сцены. Никто его не утешал. Это было продиктовано не жестокостью режиссера, отнюдь.

Сергей Олегович, наоборот, просто делал свое дело. Ребенка очень легко можно расслабить, и тогда он не сыграет то, что нужно. А роль у него тяжелая — не каждый взрослый потянул бы такую роль. Поэтому Саша Дробитько должен был быть все время в каком-то таком одиночестве у нас на съемках. Я втихаря подходила, говорила: «Сашенька, какой ты молодец». И когда это засекал наш второй режиссер: «Мария Васильевна, Сергей Олегович просил же не говорить с мальчиком!», я оправдывалась, что я просто проходила мимо: ну, стоит Саша, я мимо шла, я с ним не разговаривала.

Приходилось оправдываться. Большей частью я старалась не подходить, но переживала за него безумно. Но, с другой стороны, я прекрасно понимала эту установку режиссерскую, которая продиктована не жестокостью к мальчику, а тем, что он должен сделать хорошо свою работу.

— То есть Саша Дробитько работал на равных со взрослыми актерами?

— Абсолютно на равных. Как я говорила, роль у него тяжелая, как и у Светланы Николаевны, это же непередаваемо тяжелая драматическая роль. У меня тоже, особенно последняя и предпоследняя сцены с бабушкой. И пропускать через себя все это было тяжело, и сердцебиение, долго не можешь успокоиться после съемок. Но взрослые профессиональные актеры хотя бы знают, каким образом выходить из этого состояния, применяя свой опыт и мастерство.

Для выхода требуется время. А оказалось, что детской психике нужно меньше времени. Саша после жутких сцен — со слезами, истериками, со страданиями — садился в уголочек и играл в игрушки. Дети, оказывается, сами могут справляться. И это просто завидно! Но это только детская психика может справиться. Для меня эти чудодейственные качества детской психики были открытием.

— Хотелось бы поговорить про других ваших партнеров по фильму.

— Светлана Николаевна — это мастер из мастеров. Я всегда учусь, сколько лет я уже в кино, но я все равно учусь. И для меня счастье играть с такими первокласснейшими актерами, с такими партнерами, потому что есть чему поучиться. И для меня было наслаждением работать и с Алексеем Васильевичем Петренко, и со Светланой Николаевной Крючковой. Я смотрела, как они собираются на эпизод, как они выходят из этого состояния тяжелого — это все актерское мастерство, я просто видела, как это все происходит. Я счастливый человек — я ЭТО видела!

Выбор

Три фильма с участием Марии Шукшиной

«Птицы над городом» (1974)

7-летняя Маша снялась в фильме Сергея Никоненко со своей мамой Лидией Федосеевой-Шукшиной и младшей сестрой Ольгой.

 

«Американская дочь» (1995)

Сыграла бывшую жену героя Владимира Машкова. Режиссеру Карену Шахназарову актриса внешне напомнила его первую жену.

 

«Индиго» (2008)

Героиня Шукшиной — директор специализированной гимназии. Она в недобрых целях использует дар своих учеников — детей индиго.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6034
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4496
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....