Есть хорошая новость в череде бесконечных сообщений о санкциях и запретах. Знаменитый российский самолет-амфибия, на котором Владимир Путин еще в бытность премьером летал тушить пожары, наконец-то прорвался на мировой рынок. В конце мая из России в Алжир вылетел поставленный по экспортному контракту Бе-200ЧС (Be-200ES). Первый, но не последний.
На борту полностью цифровая кабина с индикацией на английском языке, все оборудование адаптировано для использования в условиях субтропического и тропического климата. В ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» сейчас заканчивают собирать второй такой же самолет, плюс еще два будут переданы заказчикам в 2024 году. Алжирский контракт стал фактически первым заказом на Бе-200, если не считать передачу одного самолета в 2007 году МЧС Азербайджана.
Прорыв в продвижении нашей летающей техники за рубеж в условиях санкций настолько взволновал главного конструктора машины Александра Явкина, что он поспешил поделиться радостным событием с газетой «Труд», передав нам письмо, отправленное на днях президенту ОАК Юрию Слюсарю. Можно понять не только удовлетворение создателя самолета, но и осторожную реакцию на возможные огрехи пилотов при эксплуатации в условиях приводнения на поверхность всегда неспокойного моря. Слишком свежо воспоминание о катастрофе Бе-200 в Турции в 2021 году, похоронившей восемь человек. Вот строки письма:
«Дальнейшее продвижение самолета видится в рамках расширяющейся группы стран БРИКС, чему способствует намерение Алжира. Принимая во внимание особенности эксплуатации Бе-200ЧС (эксплуатация с воды, в т. ч. с морской поверхности, тушение пожаров), необходимо его продвигать чрезвычайно осторожно, с упором на безопасность полетов».
При этом главный конструктор просит президента ОАК «не экономить на мелочах — сформировать группу поддержки продвижения самолета из опытных специалистов». И сам лично готов принимать в этом активное участие.
«Труд» связался с летчиком-испытателем машины Валерием Крузе, чтобы узнать, что он думает по поводу новой жизни Бе-200 за рубежом.
«Машина давно доказала свою эффективность, — сказал наш эксперт. — Но я буду по-настоящему счастлив, когда узнаю, что сборку амфибий поставили на поток. Если бы это случилось лет 20 назад, то сегодня Бе-200 был бы нарасхват. В том, что это пока не произошло, никто, кроме нас самих, не виноват. Одни принимающие решения люди не понимали, насколько это важно, другие вообще считали, что тушение пожаров — дело десятое. Тем временем накоплен уникальный опыт практического применения амфибии в экстремальных условиях, в горах, в тайге. К тому же машина универсальная, может использоваться для перевозки грузов и людей. Также отмечу, что за последние годы очень много сделано для механического усиления, надежности системы управления. А разговоры насчет неэкономичности двигателя самолета считаю досужими. В Португалии мы участвовали в тушении пожаров, и я задавал заказчикам вопрос: «Зачем наш самолет, если у ваших машин расход топлива куда меньше?» Мне ответили, что важнее учитывать другие факторы. Во-первых, скорость Бе-200 гораздо выше, и, значит, он быстрее справляется с набором воды и огнем. А во-вторых, португальцы ценят каждое оливковое дерево, которое растет и плодоносит десятилетиями. Вот и вся их арифметика, которая, признаюсь, мне кажется весьма убедительной».
Остается добавить, что Валерий Крузе первым в России освоил совершенно уникальную технологию тушения лесных пожаров на самолете-амфибии с забором воды на глиссировании по водной поверхности. Во время визитов руководителей страны за рубеж в качестве командира экипажа неоднократно демонстрировал Бе-200ЧС в Италии, Португалии, Испании, Германии, Греции, Хорватии, Индонезии, на международных выставках и авиасалонах. Он кавалер ордена Мужества, с дипломом Военно-морской академии прошел путь от правого летчика до заместителя командира авиационного полка, служил на разных должностях в Управлении авиации Тихоокеанского флота, в Центре боевого применения и переучивания летного состава авиации ВМФ. Лично освоил 11 (!) типов самолетов, работал военным летчиком-снайпером, инструктором по всем типам транспортных самолетов авиации ВМФ. И ныне, несмотря на солидный возраст, продолжает активную летную деятельность в системе МЧС на самолетах Бе-200, Ил-76 и Ан-148.