В четверг, 2 июня Анкара отозвала из Берлина своего посла. Причиной дипломатического демарша стало решение властей ФРГ, которые сегодня официально признали геноцид армян в 1915 году. К вечеру четверга, по сообщениям турецких СМИ, посол Хюсейин Авнин Карслыоглу уже вылетел в Турцию.
Казус скандала
Резолюцию, которая признала политику Турции в отношении армян в 1915 году геноцидом, Бундестаг принял сегодня подавляющим большинством голосов. Против принятия документа проголосовал только один депутат. Еще один парламентарий воздержался. Остальные поддержали документ. Общая численность депутатов Бундестага – 630 человек.
Такой исход голосования не удивил политологов и СМИ. Дело в том, что рассмотрение резолюции было инициировано коалицией парламентского большинства, к которой также присоединились «зеленые».
«Уничтожение армян в Османской империи в ходе Первой мировой войны было крупнейшей катастрофой, повлекшей огромные последствия в тысячелетней истории армянского народа, – говорится в тексте документа. – Потому что депортация и массовое уничтожение, по независимым подсчетам, стоило жизни более чем миллиону армян. Множество независимых историков, парламенты и международные организации считают гонения и уничтожения армян геноцидом».
Составители резолюции также отметили, что на момент истребления армян Германия была военным союзником Турции. Руководство империи было в курсе происходящих преступлений, однако закрывало на них глаза по политическим соображениям.
«ФРГ считает себя ответственной в том, чтобы стремиться к переосмыслению этого преступления и чтить память о нем», – сообщается в документе.
Политологи отметили, что ни канцлер Германии Ангела Меркель, ни министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер не присутствовали в парламенте во время голосования.
Национальная мозоль
Турция официально отрицает геноцид армян в начале ХХ века, однако многие страны в этом вопросе встали на сторону Армении, и считают доказанным факт массового истребления армян турецкими националистами.
Такой позиции к настоящему времени придерживаются уже почти 30 государств. Первым, еще в 1965 году, геноцид признал Уругвай; далее его примеру последовали еще 28 стран мира. В их числе Россия, Франция, Нидерланды, Бельгия, Польша, Канада, Италия, Бразилия, Аргентина и Бразилия. Также геноцид признали католическое государство Ватикан, Всемирный совет церквей и Европарламент.
На каждую из подобных ситуаций турецкие власти реагируют крайне болезненно. Сегодня, комментируя решение Бундестага, председатель правящей в Турции «Партии справедливости и развития» Ясин Актай сказал, что признание геноцида «нанесло серьезный ущерб отношениям двух стран», а вице-премьер Нуман Куртулмуш назвал решение немецких парламентариев «исторической ошибкой».
«Для Турции это решение не имеет никакой юридической силы. Оно не соответствует нашим дружеским отношениям», – написал Куртулмуш в своем «Твиттере».
Премьер Турции Бинали Йылдырым высказался еще более грубо, заявив, что принятая резолюция стала результатом усилий «расистского армянского лобби».
Казалось бы: при чем тут визы?
Армения действительно выразила удовлетворение принятым решением; тем не менее, по мнению некоторых обозревателей, Германия не сильно оглядывалась на Ереван в принятии столько резонансного решения. Комментаторы отмечают, что вопрос признания или непризнания одной из крупнейших трагедий XX века давно превратился в предмет политического торга и международных манипуляций.
В частности, Соединенные Штаты, для которых Анкара является одним из главных союзников на Ближнем Востоке, на государственном уровне не признали факт геноцида. Однако соответствующие решения приняли власти 46 из 50 штатов.
В 2012 году Франция, являющаяся главным противником интеграции Турции в структуры ЕС, серьезно испортила отношения между Анкарой и Брюсселем, введя уголовную ответственность за непризнание геноцида армян. Позже закон был признан неконституционным, однако к тому времени он уже успел сыграть роль международного раздражителя.
В настоящее время ЕС и Турция вышли на финишную прямую подготовки безвизового режима. Отмена виз стала уступкой Брюсселя турецким властям; в обмен Анкара остановила поток в Европу беженцев из Сирии и Ирака. Соглашение, принятое в форсмажорных обстоятельствах, вызвало сильно недовольство многих европейских политиков и их избирателей.
В мае Европарламент негласно принял решение приостановить работу над введением безвизового режима. Решение было принято депутатами 4 мая, однако более недели хранилось в тайне: СМИ, а вместе с ними и Турция узнали о нем лишь 11 числа. Парламентарии договорились саботировать выполнение сделки в тот же день, когда Еврокомиссия призвала ввести безвизовый режим с Турцией. При этом и еврочиновники, и евродепутаты сделали особый упор на выполнении Турцией последних пяти из 72 пунктов реформ, оговоренных в рамках сделки по мигрантам. В частности, в Европе хотят, чтобы Анкара ввела новые биометрические паспорта, смягчила антитеррористическое законодательство и повысила защиту личных данных граждан. В Турции часть этих требований считают неприемлемыми.
Реагировать – опасно, не реагировать – нельзя
Двуличная позиция европейцев сильно разозлила турецких политиков. Советник президента Реджепа Эрдогана Йигит Булут заявил, что если Брюссель не выполнит свою часть обязательств, то Анкара приостановит выполнение всех договоров между ЕС и Турцией.
Впрочем, сливы и политический саботаж – далеко не единственный рычаг, которым европейцы пытаются вывести своих партнеров из равновесия. С марта текущего года немецкие СМИ высмеивают, а по мнению турецкой стороны – еще и оскорбляют президента Турции Реджепа Эрдогана. Распространение сатирических роликов и шуточных песен привело к тому, что МИД Турции уже вызывал для дачи объяснений посла ФРГ в Анкаре, а Эрдоган подал в суд на главу медийного холдинга Axel Springer Матиаса Депфнера, который заступился за ведущего Яна Бемермана, читавшего оскорбительные для Эрдогана стихи в прямом эфире.
Признание же геноцида армян не только бьет по самолюбию одного из самых амбициозных политиков мира, но и ставит под удар всю официальную турецкую доктрину, бросает вызов турецкому общественному мнению, воспитанному на установке «этого не было», - отмечают комментаторы. У Турции практически нет возможности на это не реагировать, однако чересчур резкая реакция может стать предлогом для очередной многолетней заморозки работы над безвизовым режимом.