Главная Культура 00:24 01 Декабря 2023 6103
Иван Стебунов: Отчаиваться не надо, все неприятности лишь на время

«Труд» поговорил с артистом накануне премьеры фильма, в котором он предстал в необычном для него амплуа

Дарья Ефремова
Герой Ивана - ученый по имени Лев - слегка похож на Хоботова из «Покровских ворот». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Яркий и харизматичный Иван Стебунов знаком телезрителям по сериалам «Курсанты» и «Петр Лещенко», военным драмам «Небо в огне» и «Чужие крылья». Фанатам кино памятно его участие в ленте Гарика Сукачева «Дом Солнца», театралам — многочисленные роли в московском «Современнике». А в эти дни мы можем увидеть этого молодого и востребованного артиста в необычном для него амплуа: в фильме Андрея Богатырева «Баба Мороз и тайна Нового года» Стебунов сыграл роль ученого-недотепы. О вере в чудеса, фортуне и мечтах мы поговорили накануне премьеры.

— Несмотря на сказочное название, новая лента не лишена драматизма. Там вашего героя, молодого ученого по имени Лев, в канун праздника увольняют из компании, а его изобретение присваивают. Что ему помогает удержаться на плаву — наивная вера в чудо или умение оставаться человеком, несмотря ни на что?

— Думаю, и то и другое. И больше все-таки второе. Изначально ни Лев, ни его будущая любовь Настя (Юлия Александрова) не верят ни во что сверхъестественное. Она — неудачливая актриса, в роли Снегурочки бегающая по детским елкам, он — человек науки, но отнюдь не образец целеустремленности: может придумать что-то оригинальное, но выгодно продать изобретение не в состоянии. Но в фильме побеждает не меркантильность, а бескорыстие, готовность делать добро. Легкая, прозрачная, по-настоящему новогодняя история.

— Ваш Лев слегка похож на Хоботова из «Покровских ворот». Мне показалось или так оно и есть?

— И на Хоботова, и на Женю Лукашина из «Иронии судьбы». А помогли мне... очки. Я на всякий случай взял их на пробы — и точно, пригодились. К жанру комедии отношусь с некоторой опаской, поскольку имею неудачный опыт. Я характерный артист, в «Современнике» переиграл множество характерных ролей, но в кино случается иногда какой-то зажим. Так вот, эти очки стали моей защитной маской.

— Как расцениваете наше теперешнее новогоднее кино? Говорят, в какой-то момент мы растеряли традицию, скатившись от юмора и душевной лирики «Карнавальной ночи» и «Иронии судьбы» к грубоватым «народным комедиям» вроде бесчисленных «Елок» и «Бабушек легкого поведения». Сейчас что-то меняется?

— Меняется все! В последнее время я с восторгом наблюдаю за изменениями в нашем кинематографе. Убежден, мы подошли к истокам большого рывка.

В кино пришла плеяда молодых талантливых режиссеров и сценаристов, в прокате и на онлайн-платформах полно ярких премьер. А главное, в прошлое ушла преобладавшая недавно тенденция снимать кассовые проекты о какой-то другой России, которую жители мегаполисов якобы себе не представляют, а создатели фильмов показывают им «настоящих» захолустных кухарок и трактористов в ушанках. Этакий снобизм наизнанку...

— Уж не уход ли голливудских блокбастеров подстегнул наш кинематограф?

— И это тоже. Освободилась огромная ниша. И, чего греха таить, людей мотивирует перспектива хорошей отдачи. «Холоп», «По щучьему велению», «Богатыри» — проекты с миллиардными кассовыми сборами. Если не халтурить, не обманывать себя и других, на искусстве можно еще и заработать.

— Как вам работалось с режиссером?

— Я с радостью откликаюсь на все предложения Андрея Богатырева. Это человек героического склада, который любит то, чем занимается. Чтобы доснять «Красный призрак», он, никому тогда не известный молодой режиссер, и его жена актриса Ольга Сташкевич заложили квартиру. Ленту досняли, но не могли никому продать. Чтобы хоть как-то подзаработать, трудились на Новый год в парке Дедом Морозом и Снегурочкой. Помогло стечение обстоятельств — Андрей заполучил телефон Эрнста, позвонил и успел за три секунды прокричать: «Константин Львович, я снял замечательный фильм, прошу вас, посмотрите!» Эрнст дал контакт, куда прислать просмотровку. И все — «Красный призрак» купили во множестве стран, а в Китае даже сделали по нему игру. Сейчас Богатырев завален работой — снимает по три картины в год. Потрясающая история веры в себя, в кино, в силу семейного согласия.

— В фильме «Баба Мороз» дочка Насти говорит: «Мама — очень талантливая актриса, только ее не берут на роли, потому что не везет». Так бывает?

— Бывает, и часто. Справедлива фраза: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Многое в нашей жизни зависит от судьбы и везения. Но отчаиваться не надо, все неприятности — лишь на время, талантливому человеку удача обязательно улыбнется. Главное — работать! Внутри цеха мы знаем друг о друге все. Один артист может оценить профессионализм другого буквально с трех кадров, с пяти слов, с десяти экранных секунд.

— Вы, актерский сын, выросли за кулисами, играли в спектаклях едва ли не с пеленок. То есть шли в профессию, уже зная ее подноготную?

— Да, в школе я плохо учился, и мыслей поступать куда-либо еще, кроме актерского, не было. Театральное училище в Новосибирске, которое в свое время окончила моя мама (Ольга Стебунова, заслуженная артистка России. — «Труд»), стало для меня проторенной дорожкой.

— Вы много снимаетесь в кино. По какому принципу выбираете роли?

— Честно говоря, выбирать я могу последние лет пять, до того привередничать не приходилось. Терпеть не могу, когда кто-то критикует актера — зачем, мол, снялся в этом «мыле». У людей разные обстоятельства, да и вообще лучше работать, чем простаивать годами.

— Многим телезрителям вы запомнились по военным драмам. Но стоит ли сейчас снимать кино о войне? Достаточно ли ясно представляют ее себе современные режиссеры и актеры?

— Достаточно, если речь о талантливых людях. Я плакал, когда смотрел фильм Кима Дружинина и Андрея Шальопы «28 панфиловцев». Не верю, что Время поступков, Время героев может оставить равнодушными молодых. В детстве мы бесконечно играли в войну, да и сегодня о Великой Отечественной стараюсь читать и смотреть как можно больше. Да, в сегодняшних военных лентах меньше лиризма, зато больше экшена. Но ведь динамика, свежесть, острота — это тоже здорово!

— А чем запомнились съемки у Сукачева в «Доме Солнца»?

— Это было прекрасное время, моя первая экспедиция в Крым. Мальчишкой я «зажигал» в клубе «Победа» на концерте Гарика Сукачева, а дома заслушивал до дыр его кассеты — и вдруг оказаться с ним в общем проекте! С Игорем Ивановичем мы продолжаем товариществовать. В «Современнике» идет его новый замечательный спектакль «Сашашишин» по роману Александры Николаенко «Убить Бобрыкина». А параллельно репетируем большой спектакль к 90-летию со дня рождения Галины Борисовны Волчек, премьера которого намечена на 19 декабря. Он посвящен становлению театра, друзьям его художественной руководительницы, всей ее жизни. Я играю Олега Николаевича Ефремова. Вы только представьте себе, это счастье, от одной мысли о котором я становлюсь сентиментальным.

— Что больше нравится — театр или кино?

— Ну, Дарья, вы задали классический вопрос из серии «Мальчик, ты больше любишь папу или маму?» Поверьте, для профессионала это ценности одного уровня. И в кино, и на сцене может быть классно, а может быть скучно. Зависит от материала, партнеров, режиссера. Благодаря сочетанию театра и кино за год я встречаюсь с таким количеством новых людей, тем, задач, что в иной ситуации за всю жизнь бы не встретил. Это, может быть, главное достоинство профессии.

— Многие почитатели таланта Галины Волчек считают, что после нее в театре наступило безвременье, «Современник» без Волчек невозможен...

— В этом мире меняется все, но я не согласен с тем, что без Волчек «Современника» нет. Остались ее спектакли, осталась невероятная, роскошная труппа, которая продолжает традиции Галины Борисовны. В этих традициях — любовь к новому, стремление давать шанс свежим лицам. Новые режиссеры, балетмейстеры, артисты, репертуар — это все котел, который она заварила, и он продолжает бурлить. Да, театр пережил сложное время, связанное с приходом нового худрука. Для кого-то все это оказалось слишком шероховато... Но в целом «Современник» бережно хранит традиции — уважение к заслугам старших, интерес к молодым. Наш юбилейный спектакль «Дальше — сами» — как раз об этом. Посмотрите — убедитесь!

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6037
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4497
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....