В Сретенском монастыре в Москве прошла конференция «Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и материалы», посвященная изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом.
В президиуме — предстоятель РПЦ патриарх Кирилл, глава церковной комиссии по изу-чению царских останков митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков), а также секретарь комиссии — епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). Доклады и ответы на вопросы длились весь день, конференция транслировалась в режиме онлайн. В центре дискуссии встал вопрос: было убийство царской семьи ритуальным или же политическим актом? От чего ушли, к тому же и вернулись...
В свое время курировавший следствие по цареубийству колчаковский генерал Дитерихс первым высказал предположение: «Экспертиза установила, что находившиеся в районе шахты и в шахте кусочки драгоценностей имели определенные следы отделения их от целого каким-то рубящим оружием. Остается допустить, что чекисты Голощекин и Юровский для сокрытия тел разрубали их на части».
Это предположение было подхвачено современниками генерала и благополучно дожило до наших дней. Так, маститый митрополит Платон (Удовенко), проведший большую часть жизни в Аргентине, долго требовал, чтобы его разубедили в том, что заспиртованная голова царя была доставлена в Кремль и хранилась там прямо на столе Владимира Ленина. Ему вторил юный епископ Люберецкий Серафим. Петербургские судмедэксперты доктор медицинских наук Попов, кандидат наук Григорьев и судмедэксперт профессор Звягин отвечали много и не всегда внятно — как и представитель Следственного комитета полковник Марина Молодцова.
Между тем правительственной комиссией, сформированной в 1993 году, было установлено, что расстрел царской семьи носил политический характер и был инициирован президиумом Уралоблсовета. Первые генетические экспертизы проводились в Великобритании всемирно известными генетиками Питером Гиллом и Павлом Ивановым. Правда, тогдашнее состояние науки позволяло провести исследования лишь по митохондриальной ДНК, которая передается по женской линии: от матери сыну МДНК может быть передана, а от сына его детям — уже нет. От этого исследования казались неполными. Но когда в 2008 году проводились новые экспертные исследования, наука уже ушла дальше. Появилась возможность исследований ДНК и по мужской линии. И последние сомнения в подлинности останков отпали. Вроде бы...
Безусловная заслуга секретаря церковной комиссии епископа Тихона в том, что на протяжении всего дня он дал возможность высказаться всем. Православная общественница из Екатеринбурга, опросившая, по ее словам, тысячи земляков, поставила вопрос ребром: почему дело тянется уже столько лет? Сидевший в первом ряду митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, заведший историю с признанием царских останков в тупик, мог бы ответить любопытной общественнице на этот вопрос. Но он весь день сидел молча. А патриарх заверил присутствующих, что проблему признания подлинности царских останков теперь будет решать РПЦ на очередном Соборе.
Р.S. В 1995 году член правительственной комиссии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий уже поднимал вопрос о возможности ритуального характера убийства последних Романовых. Представителю РПЦ был дан развернутый ответ Генеральной прокуратуры РФ: «Суммируя изученные данные, можно прийти к выводу о том, что решение о расстреле семьи российского императора Николая II, членов его семьи и лиц из окружения, а также посмертные манипуляции с телами погибших не имеют признаков так называемого ритуального убийства». Непонятно, зачем кому-то сейчас понадобилось вновь поднимать уже давно решенный вопрос.