Для начала цифры: на Ленинградскую область сегодня приходится порядка 33% всего рынка отечественного семенного картофеля. Местные хозяйства и свой регион им обеспечивают, и в три десятка других поставляют. Притом что основная специализация здесь не картофельная, а мясная (посевные площади на 95% заняты кормовыми культурами), яичная и молочная. Именно на животноводство и птицеводство наложены нынче санкции. Нам есть чем ответить? За ответом корреспондент «Труда» отправилась к фермерам и специалистам-аграриям.
Уже приостановлены поставки из США живой птицы, инкубационных яиц, другой птицеводческой продукции. На очереди свинина. Удар в живот? Люди, с которыми мне довелось разговаривать, успокаивают: история про то, как телят на откорм привозили нашим фермерам из США и Австралии, ушла в небытие. Говядина теперь своя, как и свинина и курятина. Мои собеседники говорят спасибо кризису 2014-го, открывшему для хозяйств новые возможности.
Растет и сельскохозяйственный оборот земель. Не все поля, по счастью, были отданы под застройку коттеджами. Что позволило начать выращивать корма — в частности, рапс и кукурузу. Но их нужно больше, потому часть кормов приходится импортировать. В нынешних условиях это слишком накладно.
«Некоторую компенсацию от государства мы получаем, но ее недостаточно, — сказал «Труду» Михаил ШКОНДА, глава Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Петербурга и Ленобласти. — Наша задача в том, чтобы самим заготавливать семена — и картофеля, и кормовые. Тут без господдержки не обойтись, и не только финансовой. Мешают бесконечные проверки, бюрократические барьеры. Вот сейчас к посевной нужны кредиты. Чтобы их получить, надо пройти многоступенчатые процедуры. Как раз к концу посевной управишься».
Схожая история с тарифами на энергоносители для сельхозпроизводителей. Не один год фермеры просят предусмотреть скидки, но дальше обещаний дело не двинулось. И с запчастями к сельхозтехнике и оборудованию проблемы. Где их брать в условиях санкций?
«Большая надежда на соседей-белорусов, а также на Кировский завод в Петербурге, — делится Игорь МУРАВЬЕВ, исполнительный директор Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата». — Не так давно питерцы возобновили производство модернизированного трактора «Кировец», популярного во времена СССР. Осваивают и другую сельхозтехнику. Появились у нас и азиатские аналоги запчастей, правда, не по всей номенклатуре. Эх, раньше нужно было приступать к реальному импортозамещению».
Сожаление понятное. Отечественное сельское хозяйство долгие годы приходило в упадок. Одной из причин его стало стойкое убеждение «младореформаторов» из правительства: дешевле покупать все за рубежом. И полетели к нам всевозможные «ножки Буша». Потом спохватились, но до конца избавиться от продуктового импорта не удалось, вот теперь и чешем в затылках.
Чудо, что выжил на голодном пайке Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и разведения сельскохозяйственных животных. Сегодня его сотрудникам есть что предложить аграриям. Вывели, например, новую породу птицы — русская белоснежная. В ее яйце повышен объем генетической жидкости, что позволяет использовать его в ветеринарных вакцинах. А вакцины, как и лекарства для птицы, скота в России, в основном импортные.
«Мы в нашем институте много лет не получаем заказов на их разработку, — рассказал директор ВНИИГРЖ Вадим ХЛЕСТКИН. — Для фермеров, частных производителей это очень дорого, а государство остается в стороне, наблюдает».
Есть, по словам Хлесткина, и проблемы с племенным материалом. Почти все родительские стада — импортные: 100% по курам-несушкам, 80% — в свиноводстве, да и в бычьем эта зависимость идет по нарастающей. Да и многие компоненты, необходимые в исследованиях и разработках, завязаны на международную логистику и курс валют...
Вот такая котлетка получается. А кушать хочется и в сложной международной обстановке.