
На свете немало книг, в которых автор вроде бы ничего не придумывает. Он просто смотрит по сторонам, подмечает детали, вслушивается в посторонние разговоры — и из всего этого получается целое повествование, причем очень интересное. Так, конечно, выходит далеко не у всех, но вот вам примеры именно такого творчества. Читайте — и чаще смотрите по сторонам!
Анатолий Бахтиаров «Брюхо Петербурга»
Этот русский журналист был известен читателям во второй половине XIX века. Он даже слыл конкурентом короля репортеров и знатока московской жизни Владимира Гиляровского. Но если дядя Гиляй обследовал закоулки и знакомился с их обитателями в Москве, то Бахтиаров то же самое делал в Петербурге. До поры до времени траектории исследователей трущоб не пересекались. И вот в 1887 году Бахтиаров публикует «Брюхо Петербурга», а у Гиляровского набор его книги «Трущобные люди» рассыпают ворвавшиеся в типографию полицейские. Затем Бахтиаров переезжает в Первопрестольную, и уже в следующем году у него выходит «Брюхо Москвы»...
Впрочем, в исторической перспективе победил все же Гиляровский — его знают все, а Бахтиарова — немногие. А между прочим, зря! В этой книге собраны очень яркие типажи из той эпохи: мясники, прачки, извозчики, золотари, бандиты, завсегдатаи трактиров. Та эпоха давно канула в историю, а они как живые. Название же автор явно подсмотрел у модного в то время Эмиля Золя с его «Чревом Парижа».
Наталия Лебина «Хрущевка. Советское и несоветское в пространстве повседневности»
Это не первая книга историка Наталии Лебиной о недавнем советском прошлом. Несколько лет назад вышли ее «Пассажиры колбасного поезда», «Советская повседневность: нормы и аномалии», «Мужчина и женщина». И все эти труды о том, как жил простой человек родом из СССР. Очередное исследование на ту же тему посвящено легендарной хрущевке — первому массовому жилью в стране победившего социализма. Чтобы картина получилась многоцветной, автор подкрепила свои описания официальными документами, карикатурами из журнала «Крокодил», отсылкой к популярным художественным фильмам — музыкальной комедии «Черемушки», вечно не стареющей новогодней саге «Ирония судьбы, или С легким паром!» и другим художественным произведениям.
Впрочем, это не только экскурс в историю, но и попытка передать нам те ощущения, которые возникали у наших родителей, дедушек и бабушек, переезжавших из коммуналок и подвалов в тесные, зато свои квартирки. Можно бесконечно иронизировать над крошечными ванными, польским гарнитуром-стенкой за 830 рублей и «20 сверху», лыжами на балконе. Но как не позавидовать душевным посиделкам на кухне с рюмкой чая, уютным обжитым дворам, куда без страха выпускали малышей?
Юн Сонгын «Продавец редких книг. 28 реальных историй от владельца книжной лавки»
Даже не выходя за порог, можно стать заядлым путешественником, и южнокорейский автор Юн Сонгын — убедительное тому подтверждение. Он владелец букинистической лавки, а по совместительству хранитель интереснейших историй. Откуда они берутся? Да все очень просто: Юн Сонгын ищет и находит для знатоков редкие книги, а в качестве платы за свои труды берет не деньги, а те самые истории, рассказы о том, почему эти книги так важны для их владельцев. И всякий раз это превращается в настоящее путешествие, порой детективный сюжет или философское эссе. Убедитесь в этом сами: под этой обложкой 28 трогательных сюжетов, к которым вы можете добавить и свои собственные воспоминания о книгах, людях, судьбах. Попробуете?