В прошлом году в 55 регионах страны уволились врачи, при этом прирост медиков оказался незначительным — на 404 доктора (0,07%), сообщается в уточнённой справке Минздрава о состоянии здравоохранения в регионах.
Где убыло и где прибыло
Больше всего не повезло Чукотскому автономному округу: там число докторов за год упало на 5,3%, с 341 до 323. На Алтае сократилось с 858 до 820, на 4,4%. Замыкают пятёрку регионов с негативной динамикой по увольнениям Псковская, Костромская области и Калмыкия (сокращения на 4,2%, 3,8% и 3,5% соответственно).
Таковы исправленные цифры Минздрава. Ранее пресса сообщала более пессимистичные данные по сокращениям медперсонала. Хотя принципиально картина остаётся тревожной: тренд на утечку персонала из здравоохранения достаточно явный.
Первое место по сокращениям медиков занимала Бурятия (с 3673 до 3658 человек, на 59%), второе — Новосибирская область. Согласно исправленной версии, там наблюдается прирост на 7% - с 11 005 до 11 090 медиков в год. Из антирейтинга убрали и Тюменскую область, где количество врачей выросло на 3% с 4477 до 4613. В Якутии — на 2%, с 4826 до 4947. Сокращения в Кемеровской области оказались не столь драматичными: вместо 17% на 3% - с 9492 до 9275.
Хакасия и Омская область по первоначальным данным демонстрировали удивительный прирост медперсонала: более чем на 300%. В действительности, цифра в обоих регионах колеблется около 2%.
Всего Минздрав отметил отток врачей первичного звена в 46 регионах.
Больше всего людей в белых халатах привлёк Ненецкий автономный округ. Там число медицинских работников выросло с 177 до 185 человек в год. У столицы совсем другие соотношения, но в процентном исчислении она всё-таки на втором месте рейтинга: с 52 598 до 54 420 человек (рост на 3,5%). Третья строчка у Ленинградской области (3,4%), четвёртая у Чечни (3,3%). По стране позитивная динамика зафиксирована в 38 регионах.
Обещания и планы
Комментируя справку ведомства, министр здравоохранения Вероника Скворцова ограничилась общими словами. «В каждом субъекте своя специфика, и нужно анализировать каждый регион в отдельности, так как проблемы оттока врачей из субъектов, от которых сравнительно недалеко добираться до Москвы, будут иными, нежели в отдаленных территориях с низкой плотностью населения. На миграцию разных специалистов внутри страны влияют самые разные причины, в том числе и социальные», - цитирует чиновницу РБК.
Отметим, сегодня Госсовет под руководством президента Владимира Путина обсуждал реформы здравоохранения. К январю Минздрав должен начать работу по этому поводу, а на первые преобразования потребуется 50 млрд рублей. Карту очередных реформ утвердят во втором полугодии. Одна из ключевых проблем: региональные медучреждения не подчинены министерству здравоохранения. А из промежуточных успехов можно указать на снижение младенческой смертности, отметили в министерстве.
По мнению Путина, нужно усилить поддержку первичного звена здравоохранения. Согласно нацпроекту «Здравоохранение» на «первичку» выделено 250 млрд рублей. «Но этого недостаточно. Это на шесть лет, до 2024 года. С учетом ситуации, которая сложилась в первичном звене здравоохранения, этого явно недостаточно», — цитирует президента RT.
Бесправие докторов
К цифрам от Минздрава давно не надо относиться со всей серьёзностью, считает президент межрегиональной общественной организации «Лига защиты врачей» Семен Гальперин. «Все знают, что врачей катастрофически не хватает по стране, но сколько конкретно не хватает, посчитать невозможно, поскольку у нас ставки заняты иногда по полторы, иногда по две, а кроме этого есть еще и внешнее совместительство, которое тоже никто не учитывает. Это занятые врачи. А дальше у нас идет потребность по вакантным должностям», - сказал он НСН.
Трудно понять, учитывает Минздрав только вакантные ставки или же ставки по совместительству. Сокращение одних вакантных должностей решит вопрос дефицита медиков, полагает Гальперин. Как решает этот вопрос Минздрав — вопрос. «Врачи постоянно настолько недовольны ситуацией в здравоохранении, что они уходят. Те, кто может, уходит в коммерческое здравоохранение, но часто уходят и вообще из специальности. Молодые специалисты часто уезжают работать за границу», - посетовал специалист.
Чиновники любят хвалиться выполнением показателей, но по здравоохранению они достигаются изуверскими методами, рассказал эксперт. Например, больница может уволить доктора, часть его обязанностей добавит к своим его коллега — и вот вам повышение зарплаты. На уровень нагрузки при этом начальство внимания не обращает. Другой способ «соблюдать» путинские указы и того проще: скрывать показатели. «Никто не знает, где какие существуют реальные зарплаты, у нас даже законодательно допущено в системе здравоохранения, что фиксируется только маленькая часть зарплаты, которая определяется в договоре. А все остальное – это на волю руководства», - говорит Гальперин. Как тут не уйти на другую работу?
Врачи фактически бесправны. В отличие от их коллег из развитых стран, у отечественных медиков нет даже права на забастовку. А также права договариваться с руководством о зарплате, определять стандарты лечения и правила труда: чиновникам оно виднее.
По словам фельдшера скорой помощи Дмитрия Белякова, 30 декабря по всей стране врачи положат на стол начальникам-оптимизаторам заявления об уходе либо о переходе на одну ставку.
Между тем, Минтруд и Минздрав допускают радикальное решение кадрового вопроса: с помощью иностранных врачей. Им смогут выдавать российские паспорта в упрощённом режиме. Речь идёт о квалифицированных докторах из числа бывших соотечественников, сообщили в Минздраве.