Смелые кадровые назначения и неожиданные премьеры, обновление репертуара и омоложение труппы – так отмечает в эти дни своё 260-летие старейший в России Александринский театр.
По случаю красивой даты на традиционный сбор труппы, предваряющий открытие сезона, пригласили в минувший вторник и журналистов. Те быстро «растворились» среди артистов, чтобы проще было общаться, задавать свои вопросы, даже не очень «удобные».
Но сначала предстояло «пережить» торжественную церемонию с вручением актерам, отличившимся в прошлые годы, грамот, цветов и подарков. Александринка ходит в любимицах у городской власти. Что подтвердил и губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко, посетивший юбилейный общий сбор на площади Островского.
Зажигал, однако, в то день не он, а Валерий Фокин. Первым делом сообщивший, что у театра будет отныне главный режиссер, и это не он, совмещавший много лет данную должность с работой художественного руководителя. А вот у Новой (экспериментальной) сцены Александринского театра главного, наоборот, теперь не будет.
Наша Новая сцена – это в первую очередь Центр искусств с его разнообразными программами, таковой мы задумывали его когда-то. А бывший там три года кряду главным режиссером Марат Гацалов все-таки очень самобытный мастер, его постановки претендуют на авторский театр, - объяснил Валерий Владимирович. – Потому мы решили не продлевать с Маратом контракт на новый срок. Что касается основной сцены, то сюда, наоборот, как это было когда-то, возвращаем должность главного. Я предложил её интересно заявившему о себе рядом постановок, в том числе, на Новой сцене, Николаю Рощину.
Для большей части труппы это известие явно не стало новостью. Встретили её присутствующие в зале кто веселым посвистом, кто аплодисментами (в основном молодые актеры), кто саркастическим «м-да!».
Читателям «Труда» имя Рощина может быть памятно по нашумевшей (со знаком «минус») премьере 2014 года «Старая женщина высиживает». Мы рассказывали о ней. В Петербурге иначе как «супербредом» сию абсурдную и скабрезную полуторачасовую постановку не называют. Хотя есть и те, кто считает её «новым словом в искусстве». Иного рода, но тоже, мягко говоря, не бесспорным вышел у него в прошлом сезоне и «Ворон» по пьесе Карло Гоцци (перенос на главную сцену Александринки московского спектакля). Однако решающим при принятии решения о назначении на ключевую (после худрука) должность в легендарном театре стал по словам Валерия Фокина спектакль 42-летнего москвича Рощина «Троянки», поставленный им не так давно в Неаполе на открытой площадке.
Сам Николай Александрович ничуть не смущен обрушившейся на него ответственностью.
- Я, конечно, сразу согласился на предложение Валерия Владимировича, - сказал он корреспонденту «Труда». – Каких-то сомнений не возникло. Для меня переход от «одного из режиссеров» знаменитого театра в главные органичен. Настроение рабочее.
- Какую пьесу выбрали для своей первой постановки в новой должности?
- Пьесу «Баня» Владимира Маяковского. Премьера планируется на конец января будущего года.
- И что, она будет соответствовать оригиналу?
Она будет соответствовать духу первоисточника. Мне интересно пробовать себя в классическом пространстве легендарной Александринки. Тем более, если хочешь ставить не совсем классическое. Для меня, признаюсь, это место борьбы. Мне вообще нравятся большие пространства. Творить в них сложно и интересно. Прекрасные варианты для разных трактовок. Не всем они бывают понятны, в основном продвинутому театральному зрителю. А в этот театр приходит обычно разнородная публика. Но пройти грань между экспериментом и классикой – задача сама по себе увлекательная.
Помимо «Бани» осчастливит зрителя, вступившая в 261-й год существования своего театра труппа, также спектаклями «Преступление и наказание» по роману Достоевского в постановке режиссера из Венгрии; «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Л. Пиранделло в постановке режиссера из Италии, брехтовскую «Мамашу Кураж» в постановке режиссера из Греции…
Даст Фокин проявить себя и своим, россиянам. Михаил Патласов будет ставить гайдаровского «Чука и Гека». А Виктор Рыжаков приступает к работе над «Оптимистической трагедией», премьеру которой приурочат к 100-летию Октябрьской революции 1917 года.
К слову, данное сообщение худрука вызвало почему-то смех в зале, на что Валерий Фокин строго заметил: «Делать вид, что этого (революции – авт.) не было, глупо. Не попытаться осмыслить историческое событие неправильно. А сама пьеса замечательная, и имеет свою богатую историю».
Что верно, то верно!