Фестивалей в нашей стране уже больше, чем самих фильмов. И уж точно больше, чем фильмов по-настоящему хороших. Поэтому появление каждого нового киносмотра, особенно в теплых курортных местах, начинает вызывать реакцию отторжения. Тем более, что некоторые из модных фестивалей давно превратились в необременительные междусобойчики, к которым зрители зачастую не имеют никакого отношения. «Сами приехали и сами себя развлекают», - такой отзыв довелось услышать в одном южном городе, где «понаехавшие» звезды веселились на пляже, а зрители наблюдали за ними сквозь решетку ограды.
Устроители первого Уральского фестиваля не стали повторять ошибок своих предшественников и решили пойти другим путем. «Это фестиваль не для критиков, не для московской элитной тусовки, это фестиваль для зрителей» -- не уставал повторять программный директор нового киносмотра, обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин. Он нашел понимание в своем родном городе Екатеринбурге, руководство которого помогло открыть для фестивальных фильмов двери девяти городских кинотеатров - не только центровых, но и окраинных, не только муниципальных, но и частных.
В орбиту первого Уральского вдобавок попали близлежащие города, такие как Нижний Тагил, Верхняя Пышма, Каменск-Уральский, Красноуфимск, Асбест, поселок Буланаш. Можно смело утверждать, что фестивалем на протяжении недели жила вся Свердловская область. Да и не только область: репортажи о важнейших фестивальных событиях шли по многим уральским, сибирским, федеральным каналам и даже по телевидению Гонконга, которое не балует своим вниманием, к примеру, Московский международный кинофестиваль, а здесь сподобилось…
Понять коллег из крупнейших электронных и бумажных медиа можно: масштаб события в Екатеринбурге и впрямь соответствовал самым высоким критериям и ожиданиям. Здесь в общей сложности было показано около 100 лент. Сюда приехал целый сонм звезд - от классиков российского кино Глеба Панфилова, Владимира Меньшова, Сергея Соловьева, Инны Чуриковой, Владимира Хотиненко, представивших свои новые работы, - до мастеров среднего поколения в лице Михаила Ефремова, Николая Лебедева, Сергея Безрукова, Веры Сторожевой, не говоря уже про десятки многообещающих дебютантов.
Актер Сергей Безруков и продюссер Елена Дюффорт (Франция)
Подстать звездному составу участников оказалась и программа фильмов. На первом Уральском были собраны лучшие (именно лучшие, а не случайно подвернувшиеся под руку) фильмы последних двух лет. Так сказать, сливки современного российского кино. Безжалостной рукой Валерий Кичин отсек фильмы развлекательные, пустые, «злачные». Но и ограничил напор нудного, замогильного артхауса, зачастую доступного пониманию лишь самими авторами. Он ориентировался на глубокие, содержательные, но при этом увлекательные фильмы, взывающие не только к рассудку, но и к живым зрительским эмоциям.
Да, многие из отобранных им фильмов ранее были показаны и премированы на сочинском «Кинотавре», выборгском «Окне в Европу», на том же ММКФ, что, увы, не помешало им увязнуть в болоте российского кинопроката. Первый Уральский подарил им вторую жизнь. И вдобавок открыл «городу и миру» новые имена и фильмы. Так, в Екатеринбурге прошел гала-показ яркого и яростного документального фильма Виталия Манского «В лучах солнца» о теневых сторонах жизни Северной Кореи. А в конкурсе первого Уральского состоялась премьера изящной комедии «Джокер» по ранним рассказам Чехова, которая на следующий день после екатеринбургского показа завоевала пять фестивальных призов в Лос-Анджелесе. Так что Фестиваль фестивалей, каковым позиционирует себя первый Уральский, стал еще и фестивалем интересных премьер.
Авторитетному жюри, которое возглавлял прославленный кинорежиссер, лауреат премии «Оскар» Владимир Меньшов, пришлось нелегко в этой ситуации. Конкурс состоял из 14 отборных фильмов, из них надо было выбрать «самые-самые». В итоге со своей задачей жюри справилось, на мой вкус, достойно. Так, лучшим дебютом был признан якутский фильм «Его дочь» - поэтическая сага Татьяны Эверстовой о вхождении юного человека в жизнь. Выбирая между яркими ролями Сергея Безрукова в фильме «После тебя» и Алексея Гуськова в картине «Находка», жюри склонилось в пользу последнего, создавшего глубокий, обуреваемый серьезными раздумьями о жизни народный характер.
Хуже обстояло дело с женскими ролями. Но и здесь жюри не растерялось. В комедийном фильме «Тэли и Толи», обыгрывающем анекдотическую ситуацию про государственную границу, которая пролегла посредине горной деревни, они разглядели небольшую, но колоритную роль Нанули Сараджишвили.
Приз за режиссуру достался талантливому сценаристу и режиссеру Михаилу Местецкому за фильм «Тряпичный союз», в котором он в свойственной ему ироничной манере рассказал о судьбах юного поколения, лишенного внятных нравственных опор и жизненных ориентиров. Спецприз жюри достался маститому Владимиру Хотиненко. После ряда спорных, скажем так, картин он блеснул фильмом «Наследники», в котором, призвав на помощь жанр телевизионного ток-шоу, поразмышлял о жгучих проблемах нашего бытия: о вере и безверии, о свободе слова и свободе совести, о добре и зле, о невыученных нами уроках истории.
Владимир Хотиненко со своей женой Татьяной - на улицах родного города
Ну, и наконец, Гран-при фестиваля. Он был вручен авторам азартного, наполненного адреналиновым драйвом фильма «Коробка», который искусно соединил в сюжете спортивную драму и драму социальную, замешанную на межнациональном конфликте. Эта же картина была удостоена приза жюри за лучшую операторскую работу (ее получил Павел Емелин). Вдобавок автор этих строк вручил продюсеру Михаилу Дегтярю и молодому режиссеру Эдуарду Бордукову приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон» с формулировкой «За яркое утверждение принципов честной игры в спорте и жизни».
Обозреватель «Труда» Леонид Павлючик вручал на фестивале приз российской прессы
К сожалению, остались без наград такие живые, искренние фильмы, как «Хороший мальчик» Оксаны Карас, «Городские птички» Юлии Белой, «После тебя» Анны Матисон, ряд других лент. Но пряников сладких, как поется в одной песне, всегда не хватает на всех. Наградой авторам этих лент стали переполненные залы, которые зрители брали буквально штурмом. В том числе не было отбоя от желающих посмотреть ретроспективы Андрея Тарковского, Александра Митты, Эльдара Рязанова, Владимира Мотыля. Всего на фестивальных показах побывало 32 тысячи зрителей. Еще примерно столько же хотели попасть в кино, но им попросту не досталось мест в кинозалах (вход на все сеансы был бесплатный). Никакой необходимости пригонять на фестивальные показы роты солдат и курсантов, как пошутил Владимир Меньшов, точно не было.
Все это свидетельствует о том, что российское кино живо и в лучших своих образцах способно вызывать искренний интерес публики. Но оно нуждается в телевизионной рекламе, в доброжелательном отношении журналистов и критиков, в заинтересованном внимании прокатчиков. Несмотря на скудное бюджетное финансирование, на мутную политику министерства культуры, российское кино прорастает, как пресловутая трава сквозь асфальт.
Появляются яркие независимые проекты - такие, как «Кеды» Сергея Соловьева, «Страна Оз» Василия Сигарева, «Ученик» Кирилла Серебренникова, безбюджетные фильмы и сериалы Арсения Гончукова. Помимо впечатляющей подборки фильмов, показанных на Первом Уральском фестивале, до конца нынешнего Года кино в прокат выйдут «Ледокол» Николая Хомерики, «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, «Викинг» Андрея Кравчука. В начале будущего года за «Оскар» поборется «Рай» Андрея Кончаловского, завоевавший недавно приз за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале. Так что горестные стенания о том, что кино в России накрывается медным тазом (довелось услышать в Екатеринбурге и такие разговоры), не имеют, к счастью, под собой реальной основы.