Главная Культура 17:22 30 Сентября 2016 11214
Урал: вагон кино

Победой фильма «Коробка» в Екатеринбурге завершился грандиозный кинофестиваль, на котором побывало более 30 тысяч зрителей

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда», Екатеринбург – Москва

Фестивалей в нашей стране уже больше, чем самих фильмов. И уж точно больше, чем фильмов по-настоящему хороших. Поэтому появление каждого нового киносмотра, особенно в теплых курортных местах, начинает вызывать реакцию отторжения. Тем более, что некоторые из модных фестивалей давно превратились в необременительные междусобойчики, к которым зрители зачастую не имеют никакого отношения. «Сами приехали и сами себя развлекают», - такой отзыв довелось услышать в одном южном городе, где «понаехавшие» звезды веселились на пляже, а зрители наблюдали за ними сквозь решетку ограды.

Устроители первого Уральского фестиваля не стали повторять ошибок своих предшественников и решили пойти другим путем. «Это фестиваль не для критиков, не для московской элитной тусовки, это фестиваль для зрителей» -- не уставал повторять программный директор нового киносмотра, обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин. Он нашел понимание в своем родном городе Екатеринбурге, руководство которого помогло открыть для фестивальных фильмов двери девяти городских кинотеатров - не только центровых, но и окраинных, не только муниципальных, но и частных.

В орбиту первого Уральского вдобавок попали близлежащие города, такие как Нижний Тагил, Верхняя Пышма, Каменск-Уральский, Красноуфимск, Асбест, поселок Буланаш. Можно смело утверждать, что фестивалем на протяжении недели жила вся Свердловская область. Да и не только область: репортажи о важнейших фестивальных событиях шли по многим уральским, сибирским, федеральным каналам и даже по телевидению Гонконга, которое не балует своим вниманием, к примеру, Московский международный кинофестиваль, а здесь сподобилось…

Понять коллег из крупнейших электронных и бумажных медиа можно: масштаб события в Екатеринбурге и впрямь соответствовал самым высоким критериям и ожиданиям. Здесь в общей сложности было показано около 100 лент. Сюда приехал целый сонм звезд - от классиков российского кино Глеба Панфилова, Владимира Меньшова, Сергея Соловьева, Инны Чуриковой, Владимира Хотиненко, представивших свои новые работы, - до мастеров среднего поколения в лице Михаила Ефремова, Николая Лебедева, Сергея Безрукова, Веры Сторожевой, не говоря уже про десятки многообещающих дебютантов.

Актер Сергей Безруков и продюссер Елена Дюффорт (Франция)

Подстать звездному составу участников оказалась и программа фильмов. На первом Уральском были собраны лучшие (именно лучшие, а не случайно подвернувшиеся под руку) фильмы последних двух лет. Так сказать, сливки современного российского кино. Безжалостной рукой Валерий Кичин отсек фильмы развлекательные, пустые, «злачные». Но и ограничил напор нудного, замогильного артхауса, зачастую доступного пониманию лишь самими авторами. Он ориентировался на глубокие, содержательные, но при этом увлекательные фильмы, взывающие не только к рассудку, но и к живым зрительским эмоциям.

Да, многие из отобранных им фильмов ранее были показаны и премированы на сочинском «Кинотавре», выборгском «Окне в Европу», на том же ММКФ, что, увы, не помешало им увязнуть в болоте российского кинопроката. Первый Уральский подарил им вторую жизнь. И вдобавок открыл «городу и миру» новые имена и фильмы. Так, в Екатеринбурге прошел гала-показ яркого и яростного документального фильма Виталия Манского «В лучах солнца» о теневых сторонах жизни Северной Кореи. А в конкурсе первого Уральского состоялась премьера изящной комедии «Джокер» по ранним рассказам Чехова, которая на следующий день после екатеринбургского показа завоевала пять фестивальных призов в Лос-Анджелесе. Так что Фестиваль фестивалей, каковым позиционирует себя первый Уральский, стал еще и фестивалем интересных премьер.

Авторитетному жюри, которое возглавлял прославленный кинорежиссер, лауреат премии «Оскар» Владимир Меньшов, пришлось нелегко в этой ситуации. Конкурс состоял из 14 отборных фильмов, из них надо было выбрать «самые-самые». В итоге со своей задачей жюри справилось, на мой вкус, достойно. Так, лучшим дебютом был признан якутский фильм «Его дочь» - поэтическая сага Татьяны Эверстовой о вхождении юного человека в жизнь. Выбирая между яркими ролями Сергея Безрукова в фильме «После тебя» и Алексея Гуськова в картине «Находка», жюри склонилось в пользу последнего, создавшего глубокий, обуреваемый серьезными раздумьями о жизни народный характер.

Хуже обстояло дело с женскими ролями. Но и здесь жюри не растерялось. В комедийном фильме «Тэли и Толи», обыгрывающем анекдотическую ситуацию про государственную границу, которая пролегла посредине горной деревни, они разглядели небольшую, но колоритную роль Нанули Сараджишвили.

Приз за режиссуру достался талантливому сценаристу и режиссеру Михаилу Местецкому за фильм «Тряпичный союз», в котором он в свойственной ему ироничной манере рассказал о судьбах юного поколения, лишенного внятных нравственных опор и жизненных ориентиров. Спецприз жюри достался маститому Владимиру Хотиненко. После ряда спорных, скажем так, картин он блеснул фильмом «Наследники», в котором, призвав на помощь жанр телевизионного ток-шоу, поразмышлял о жгучих проблемах нашего бытия: о вере и безверии, о свободе слова и свободе совести, о добре и зле, о невыученных нами уроках истории.

Владимир Хотиненко со своей женой Татьяной - на улицах родного города

Ну, и наконец, Гран-при фестиваля. Он был вручен авторам азартного, наполненного адреналиновым драйвом фильма «Коробка», который искусно соединил в сюжете спортивную драму и драму социальную, замешанную на межнациональном конфликте. Эта же картина была удостоена приза жюри за лучшую операторскую работу (ее получил Павел Емелин). Вдобавок автор этих строк вручил продюсеру Михаилу Дегтярю и молодому режиссеру Эдуарду Бордукову приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон» с формулировкой «За яркое утверждение принципов честной игры в спорте и жизни».

Обозреватель «Труда» Леонид Павлючик вручал на фестивале приз российской прессы

К сожалению, остались без наград такие живые, искренние фильмы, как «Хороший мальчик» Оксаны Карас, «Городские птички» Юлии Белой, «После тебя» Анны Матисон, ряд других лент. Но пряников сладких, как поется в одной песне, всегда не хватает на всех. Наградой авторам этих лент стали переполненные залы, которые зрители брали буквально штурмом. В том числе не было отбоя от желающих посмотреть ретроспективы Андрея Тарковского, Александра Митты, Эльдара Рязанова, Владимира Мотыля. Всего на фестивальных показах побывало 32 тысячи зрителей. Еще примерно столько же хотели попасть в кино, но им попросту не досталось мест в кинозалах (вход на все сеансы был бесплатный). Никакой необходимости пригонять на фестивальные показы роты солдат и курсантов, как пошутил Владимир Меньшов, точно не было.

Все это свидетельствует о том, что российское кино живо и в лучших своих образцах способно вызывать искренний интерес публики. Но оно нуждается в телевизионной рекламе, в доброжелательном отношении журналистов и критиков, в заинтересованном внимании прокатчиков. Несмотря на скудное бюджетное финансирование, на мутную политику министерства культуры, российское кино прорастает, как пресловутая трава сквозь асфальт.

Появляются яркие независимые проекты - такие, как «Кеды» Сергея Соловьева, «Страна Оз» Василия Сигарева, «Ученик» Кирилла Серебренникова, безбюджетные фильмы и сериалы Арсения Гончукова. Помимо впечатляющей подборки фильмов, показанных на Первом Уральском фестивале, до конца нынешнего Года кино в прокат выйдут «Ледокол» Николая Хомерики, «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, «Викинг» Андрея Кравчука. В начале будущего года за «Оскар» поборется «Рай» Андрея Кончаловского, завоевавший недавно приз за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале. Так что горестные стенания о том, что кино в России накрывается медным тазом (довелось услышать в Екатеринбурге и такие разговоры), не имеют, к счастью, под собой реальной основы.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6101
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4658
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....