На месте раскопа случайно обнаруженного два года назад так называемого клада тульской царицы найдены новые ценные артефакты. Выяснилось, что поселение было обжитым в самые разные эпохи — в первые века нашей эры и в Средневековье.
Рядом с уникальным комплексом среднесарматской культуры (это 2 тысячи лет назад, сарматы — родственники скифов) найден средневековый слой XIV-XV веков. О том свидетельствуют наконечник пояса с тамгой (печатью, разрешающей провоз товара, отсюда пошло слово «таможня») и бронзовый энколпион (крест-ларец со святынями внутри) с изображением Никиты Бесогона. Уже сама эта «встреча» разных культур, ираноязычной и славянской, разделенных полутора тысячами лет, интригует. А дополнительный драматизм открытию придает то, что клад женских сарматских украшений обнаружили в лесном массиве Щегловской засеки не археологи, а их главные недруги — «черные копатели». Вырыли клад из ямы и пошли любоваться добычей. Если бы не бдительные правоохранители, в чье поле зрения попали «добытчики», ищи потом ветра в поле...
Как позже установили эксперты Государственного музея-заповедника «Куликово поле», находка содержала более 1,5 тысячи предметов, включая многовитковые спиралевидные браслеты, перстни, детали ожерелья, спиральные диадемы. Чтобы выяснить обстоятельства происхождения клада, археологи организовали экспедицию — важно ведь не просто найти и выставить предметы в музее, но и выявить исторический контекст. А это задача многотрудная и увлекательная.
— У кладов всегда интереснейшая история, причем, как правило, трагическая, — рассказал в ходе видеомоста Москва — Тула, организованного агентством РИА «Новости», ученый секретарь музея-заповедника «Куликово поле» Алексей Воронцов. — Раз человек, сокрывший клад, потом не забрал спрятанное, значит, с ним что-то произошло. Впрочем, сокровища могли предназначаться и в жертву богам. Поэтому на месте находки мы разбили раскоп. В ходе работ выяснилось, что в лесном массиве неподалеку от Тулы находилось древнее поселение, возникшее на рубеже I-II веков нашей эры.
Вообще-то не такая уж это древность. Вполне исторические времена: расцвет Рима в эпоху Траяна, Октавиана Августа, Цицерона и Лукреция Тацита, походы полководца Германика за Рейн, извержение Везувия, рождение Иисуса Христа. Вы представляете себе: на территории современной России, рядом с толстовской Ясной Поляной, жили ираноязычные кочевые племена, чей уходящий в глухую древность брутальный облик изображен в знаменитом стихотворении Блока: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, / С раскосыми и жадными очами! / Для вас — века, для нас — единый час. Мы, как послушные холопы, / Держали щит меж двух враждебных рас / Монголов и Европы!»:
Но факты таковы: обнаруженные на территории Большой Тулы находки свидетельствуют, что эти люди вовсе не были такими уж дикими. Женщина, носившая спиралевидную железную корону и красиво сочетающиеся, «рифмующиеся» с ней браслеты, явно принадлежала к высшему обществу. Помимо украшений местного производства она носила изделия из драгоценных металлов — золота и серебра, причем явно импортных.
— Для лесной зоны I-II веков золото и серебро — большая редкость. Их привозили издалека — из Римской империи либо с востока. Ремесленник, создававший эти украшения, был очень мастеровит, — продолжает Алексей Воронцов.
Заместитель директора музея-заповедника «Куликово поле» Кристина Столярова подтвердила, что вещи из «тульского клада» свидетельствуют о развитых торговых связях:
— Например, одна из фибул, металлических застежек, родом из Римской империи. Скорее всего, она принадлежала мужчине, военному.
Внимание археологов привлек и другой артефакт — золотостеклянные бусы. Центр производства стекла находился в те времена в Сирии. Вот из какого далека товар расходился по античным полисам, а уж потом отправлялся на территории современной Европы!
Сегодня археологические исследования селища продолжаются. Среди новых находок у деревни Барыбинки — артефакты средневекового периода: многочисленные фрагменты грубой лепной керамики, трехлопастный черешковый наконечник стрелы, колечки, перстни, тот самый бронзовый энколпион с изображением Никиты Бесогона, фрагменты нательных крестов, ножи.
— Что касается наконечника пояса с тамгой — это исходно один из родовых знаков, существовавших у тюркских и ираноязычных народов. Но для нашей лесной зоны, как правило, более характерна их имитация, — рассказал руководитель экспедиции Евгений Столяров.
Далеко не все тайны сегодня раскрыты. Так, по предположению ученого, под Тулой жили не только русские и сарматы — существовало еще некое лесное население, поддерживавшее контакты с соседями.
— Что это были за племена, мы не знаем, ведь никаких письменных свидетельств территории Окско-Донского водораздела не сохранилось. Однако благодаря раскопкам и сравнительному исследованию найденных культурных следов есть шанс в будущем прояснить ход истории на огромных пространствах, — заключил Евгений Столяров.
Директор «Куликова поля» Владимир Гриценко отметил, что археология почти никогда не изучает какую-то одну эпоху, это обычно сложный конгломерат культур.
— В подавляющем большинстве случаев археологические памятники — многослойные. Самых разных людей в самые разные эпохи притягивали удобные для проживания места, поэтому мы должны хорошо представлять себе материальный комплекс во всей его разноликости.
Вот, кстати, одно из пагубных следствий хищничества «черных копателей»: они не только выводят бесценные вещи за пределы научных исследований, продавая их в подпольные частные коллекции, — чаще всего в погоне за определенным типом предметов эти современные вандалы беспощадно уничтожают все остальные культурные слои.
Среди прочих насущных проблем — слабое финансирование экспедиций. Нередка и ситуация, когда ученым приходится выдерживать натиск инвесторов и застройщиков, положивших глаз на живописный кусок земли. Это прежде закон гласил, что на территорию всякой будущей стройки должны первым делом явиться археологи. Впрочем, и тогда такая норма чаще всего выполнялась формально, ученым на их работу отводили ничтожные сроки. А нынешним летом Госдума вплотную занялась законопроектом, отменяющим обязательную экспертизу. Точнее, обязывающим проводить ее только там, где уже попадались археологические артефакты. Но может быть, просто до этих артефактов еще не докопались? А мы чохом списываем их в несуществующие. Если законодательная новелла будет принята, считают ученые, мы станем терять минимум 500-800 сокровищниц ежегодно. Цифра взята не с потолка: столько археологических комплексов открывалось ежегодно во время действий старых правил.
Получается, новые археологические находки музейщиков «Куликова поля» могут стать последними. А представляете, сколько загадок и открытий на земле, где мы с вами живем, так и останутся навсегда погребенными?