Главная Наука и технологии 00:02 30 Августа 2019 1483
МАКС №14: проекты и прожекты

В подмосковном Жуковском в выходные завершается 14-й по счету авиасалон. В эти дни МАКС открыт для всех

Галина Пономарева
Фото: © АГН Москва, globallookpress.com

На летном поле ЛИИ имени Громова — километры боевой техники и гражданских самолетов. В этом году организаторы авиасалона насчитали 800 участников из 33 стран мира.

Бесплатные автобусы от платформы Отдых отправляются каждые пять минут. Перед посадкой всех успевают досмотреть и провести через рамки металлоискателей. Очереди минимальны, если не считать легкой суеты на Казанском вокзале, где нет ни одного указателя «МАКС — там», хотя в прошлые годы волонтеры дежурили чуть ли не у каждой электрички. Поездка на автомобиле по загруженной трассе — отдельное приключение, и если ВИП-пропуска нет, то это не для слабонервных. Стоимость билета на выставку в будни была 3 тысячи рублей, в выходные — 1 тысяча.

Диктор, комментирующий показательные полеты, отмечает «легкое, ласковое небо» — с погодой МАКСу повезло, видимость, как говорят пилоты, «миллион на миллион». На голубом фоне пируэты боевых истребителей выглядят еще эффектнее. Амфибия Бе-200 летит со шлейфом дыма в цветах российского флага. Пассажирские SSJ 100 и МС-21 закладывают над летным полем виражи, которые категорически противопоказаны гражданским самолетам в их обычной жизни...

Долгожданный МС-21-300, дитя корпорации «Иркут», дебютировал на МАКСе, ежедневно участвуя в показательных полетах. Четыре борта проходят летные испытания, пятый — на этапе сборки. Его первые заказчики — российские авиакомпании «Аэрофлот», Red Wings и «ИрАэро». Серийное производство должно начаться в 2020 году, обещают авиастроители. Впрочем, не очень уверенно, поскольку в судьбу этого самолета не раз вмешивались экономические санкции. Кстати, именно поэтому организационные сложности сопровождали иностранных экспонентов МАКСа. Изготовителям авионики из Великобритании пришлось доказывать исключительно гражданское применение их продукции, были сложности с оплатой участия в российской выставке, говорит представитель YED Avionics Limited из Бристоля. Хотя гигантов мирового авиационного бизнеса эти проблемы, похоже, не коснулись.

Французский концерн Airbus представил А350-900 с «умным салоном». Самолет участвовал в показательных полетах. На стоянке лайнер окружала очередь желающих увидеть его изнутри. Будьте готовы к тому, что интерактивное кресло следит за каждым вашим движением: сообщает стюардессам даже угол наклона спинки, не говоря уже о том, пристегнут ли ремень.

Заказать еду можно через персональное устройство: напичканная электроникой кухня найдет индивидуальный заказ и подготовит его к подаче в соответствии с пожеланиями клиента. Световые панели вдоль борта показывают все — от фотографии командира экипажа и средств спасения до температуры за бортом и видов городов на маршруте. Хотя больше всего удивили и порадовали экскурсантов прекрасно оборудованные «капсулы» для отдыха экипажа. Полноценные спальные места полностью изолированы и находятся под потолком пассажирского салона. Дальнемагистральный А350 способен находиться в воздухе до 17 часов. Более 200 самолетов уже поставлены мировым авиакомпаниям. Первым российским заказчиком стал «Аэрофлот», который получит новейшие воздушные суда уже в конце этого года.

Пассажирский Embraer в необычной «военной» ливрее с эффектной надписью на борту Profit Hunter («охотник за прибылью») — прямой конкурент будущему МС-21, с такой же примерно вместимостью, дальностью полета и прочими характеристиками. Представитель канадской фирмы-производителя дипломатично уходит от темы конкуренции, сводя разговор к тому, что последнее слово всегда остается за потребителем.

И это чистая правда. Рассматривая ряд легкомоторных самолетов Pilatus, рассчитанных на 8-10 пассажиров и способных садиться на неприхотливые аэродромы, невольно вспоминаешь проект реновации старого доброго Ан-2. Эффектный был проект. О нем много говорили на всяких совещаниях и, наконец, разработали в новосибирском СибНИА. Легкий многоцелевой самолет назвали «Байкал», привезли опытный образец на МАКС-2017. Он должен был работать на местных воздушных линиях, в том числе и в труднодоступных районах. Планировалось серийное производство на авиазаводе в Улан-Удэ, первые образцы ждали к 2021 году...

Увы, на нынешний МАКС самолет не прилетел. Эксперты говорят, что проект «завис» из-за высокой стоимости. Вдобавок закончилась программа госфинансирования разработок. К проекту теперь подключился Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Анонсированный вариант замены Ан-2 будет одномоторным 9-местным легким самолетом с высоко расположенным крылом. Основное отличие от «сибирской» версии — взлетный вес 4800 кг, почти в 1,5 раза меньше, чем у «Байкала». Ностальгирующие посетители пока что довольствуются моделями легендарной «Аннушки», выпущенными и в пластике, и в металле, и даже в гжельской керамике.

Авиасалон — райское местечко для любителей авиации. Можно полюбоваться летательными аппаратами всех мыслимых и немыслимых конфигураций, особенно в павильоне «юных конструкторов». Можно вживую поговорить с их разработчиками или пообщаться с роботом на стенде МАИ. Можно поуправлять беспилотником или накупить сувениров в многочисленных киосках. Можно задорого купить бутерброд и газировку, расположиться с пледом чуть ли не у кромки летного поля и наблюдать за полетами... Пытливые обыватели допрашивают продавцов мороженого, где «та самая» девушка в голубой кепке, которая уже дважды продавала вологодский пломбир президенту Путину. Юмористы покупают футболки с надписью «Идем правее на солнце вдоль рядов кукурузы». Эта же фраза красуется на лотках с вареной кукурузой и кепках улыбающихся продавцов ходового товара — по 150 рублей за початок, между прочим.

Как никогда много в толпе посетителей людей в инвалидных колясках. Во-первых, это благотворительная акция для воспитанников специнтернатов. Во-вторых, мониторинг волонтеров на предмет «доступной среды». Доступность МАКСа весьма высока, судя по числу людей с ограниченными физическими возможностями. И это радует.

Мощным завершением экскурсионной программы должен стать осмотр одного из самых эффектных экспонатов выставки — макета будущего широкофюзеляжного самолета CR929, совместного проекта России и Китая. Китай, к слову, является одним из основных экспонентов выставки, а представляют его министры промышленности обеих стран. Пропустить это чудо техники сложно: у павильона с логотипами COMAC (китайский авиастроительный концерн) и ОАК (российская Объединенная авиастроительная корпорация) — очередь. Макет широкофюзеляжного, дальнемагистрального CR929 выполнен в натуральную величину, на борт ведет трап с красной ковровой дорожкой, внутри — всамделишный салон с просторными каютами первого класса, с креслами чуть попроще — в бизнесе и стандартной компоновкой экономического класса. Шторки иллюминаторов не опускаются, как принято нынче, а становятся матовыми простым нажатием клавиши. Пилотская кабина — последнее слово техники... Экскурсоводами на стенде работают сотрудники конструкторского бюро с российской стороны, которая в этом проекте отвечает за разработку крыла из композитных материалов, планера, пилонов двигателей и шасси. Китайские партнеры создают фюзеляж, детали оперения и дизайн. Поставщик авионики пока в процессе выбора. Работа началась в 2012 году. Планируется, что первый летный экземпляр появится в 2023 году. Конечно, для успеха проекта обеим странам нужно догнать и перегнать ушедших далеко вперед западных авиастроителей. Конечно, это всего лишь макет. Но масштаб впечатляет.

По сведениям главы государства, в минувшем году на передовую ежедневно отправлялось около четырех тысяч FPV-дронов 
Российский солдат с FPV-дроном. Фото: www.mil.ru

В 2024 году российские Вооруженные силы получили свыше полутора миллионов беспилотников разных типов. Об этом в среду, 23 апреля рассказал на заседании военно-промышленной комиссии президент РФ Владимир Путин. Тем не менее, констатировал глава...

Президент провел в Санкт-Петербурге совещание по развитию Военно-морского флота 

Фото: http://kremlin.ru

Морской компонент стратегических ядерных сил России на сто процентов укомплектован современным оружием и техникой. Об этом в пятницу, 11 апреля сообщил на совещании по развитию Военно-морского флота (ВМФ) в Санкт-Петербурге глава государства Владимир...

Есть случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения

Ольга Лернер
Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Развитие технологий ИИ привело к возникновению побочного эффекта: фиксируются случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения. Кое-где такие связи даже пытаются...

Постановка на конвейер самолета Ил-114-300 достойна занесения в Книгу рекордов Гиннесса как образчик авиационного долгостроя

Анатолий Журин
Труд
Как же долог разбег этого самолета в небеса! Фото: UAC/globallookpress.com

Первый полет отечественного SSJ 100 с российским двигателем ПД-8 состоится в ближайшие три месяца, заявил Михаил Мишустин, выступая на прошлой неделе в Госдуме. Премьер напомнил, что с 2026 года российские авиазаводы...

Оформление государственных услуг переходит в онлайн и на самообслуживание. И вот как это выглядит

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Люди оказались заложниками неуемного стремления властей побыстрее попасть в цифровое будущее. Фото: Вадим Ахметов/Ura.ru, globallookpress.com

Неприглядную картину пришлось наблюдать в минувшую субботу, 29 марта, в центре государственных слуг столичного района Раменки. В специальном зале, отведенном для «самостоятельного» получения необходимых услуг,...

Наука и технологии 00:01 / 28 Марта 2025 4208
Технопарк

В Китае создали робота-паука для добычи полезных ископаемых на Луне

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Робот-паук для работы на Луне. Фото из открытых источников

Некруглая, но важная дата: 31 марта 1966 года в СССР запустили первый в мире искусственный спутник Луны. Станция «Луна-10» вышла на орбиту спутника Земли и проработала без малого два месяца. Это был...

Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом и какие ритуалы соблюдают его последователи

Анатолий Журин
Труд
Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Завтра, 12 апреля, мы отмечаем праздник, который подарил стране и миру Юрий Гагарин, совершивший первый в истории человечества космический полет. В этот памятный день на телеканале «Культура» готовится...

На «Интеграции-2025» свою продукцию представили больше 130 компаний

Ольга Щербакова
Труд
Фото с сайта integration.ru

Международная специализированная выставка инновационных технологий социальной адаптации и реабилитации людей с инвалидностью «Интеграция», завершившаяся вчера в столичном «Тимирязев Центре», побила все...

Это гиперзвуковой дрон MD-19, который может нести ядерное оружие

Фото: Christophe Gateau/dpa, globallookpress.com

Китайский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) MD-19, который способен летать с гиперзвуковой скоростью, может стать кошмаром для системы противовоздушной обороны США. Об этом говорится в статье, опубликованной в интернет-издании The National...

Наука и технологии 00:28 / 11 Апреля 2025 3861
Технопарк

Дрон с шашечками, робоконь, высокотехнологичная батарейка

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: Wang Jingqiang/Синьхуа, globallookpress.com

13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге испытали первый в России троллейбус, который придумал российский изобретатель Петр Фрезе. И хотя тесты прошли достаточно успешно, новинка в России прижилась далеко не сразу....

О некоторых результатах вынужденного эксперимента «жизнь без смартфона»

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он был со мной неразлучно последние два года. До него у меня были другие, конечно, но он оказался столь совершенным, что поменял мою жизнь. Ему я доверяла все свои тайны, отдавая на хранение личные дневники....

Каким он был, тот день, когда весь мир узнал, что русские покорили космическое пространство?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: imago stock&people, globallookpress.com

Светило солнце. Развезло дороги. Бежали ручейки. В еще прохладном воздухе уже разлилась весна. Племянница Юрия Гагарина Тамара Филатова в деталях описала тот самый день, когда 15 лет назад я приехала на родину первого...

Идет работа над реализацией концепции «от терминала до терминала» в условиях кабины без остекления

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Специалисты Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» первыми в мире испытали технологии искусственного интеллекта (ИИ) для сверхзвукового гражданского самолета. Об этом сообщила пресс-служба центра. «В...

Танки Leopard 2A6 оказались чрезмерно дороги и сложны в обслуживании – как и их предшественники из семейства «бронекошек»

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Переданные Украине немецкие танки Leopard 2A6 («Леопард») повторяют судьбу танков Tiger («Тигр») времен Второй мировой войны. Об этом написал обозреватель американского издания The National Interest Кристиан Орр. «Чрезмерная...

Речь идет об исследовательской станции «Космос-482», которая отравилась в космос в 1972 году

Фото: NASA/JPL-Caltech via CNP, globallookpress.com

Запущенный Советским Союзом более 50 лет назад космический зонд для исследования Венеры, который не смог достичь этой планеты, в ближайшие дни вернется на Землю. Об этом сообщил японский телеканал NHK со ссылкой на расчеты специалистов Национального...

Речь идет об аутофагии — процессе клеточной переработки

Фото: Илья Московец/Ura.ru, globallookpress.com

Созревание томатов регулируется тем же механизмом, который отвечает за продолжительность жизни и здоровье у людей и животных. Это выяснила международная группа исследователей, работа которых опубликована в журнале New Phytologist. Речь идет...