Русские обожают Францию, объездили ее вдоль и поперек и скупили повсюду недвижимость. Однако есть еще в этой стране места, где наши люди до сих пор редкие гости. Речь идет об области Лангедок. Что же мы теряем, не доезжая до этих краев?
Приморская часть Лангедока — это продолжение Лазурного Берега. Только вот море здесь вовсе не изумрудное и даже не синее, а сероватое. Все дело в цвете песка, а он здесь темный. Вообще в Лангедоке не делают из моря культа, не стоят многокилометровых пафосных набережных, как в тех же Ницце или Каннах. И пляжи здесь чем-то похожи на те, что у нас в Серебряном бору. Зато и народу меньше, чем на Ривьере.
Житница Франции
Туристов, словно магнит, притягивает лангедокский заповедник Камарг (La Camargue). Это 95 тысяч га особых почв, обогащенных солями и минералами. Поэтому у всего, что здесь растет, особо высокое качество. И количество. Например, у местного риса. И особенно винограда, из которого делают знаменитое vin du sable — «песочное вино»: в смысле, сделанное не из песка, а из винограда, выросшего на песчаной почве.
Даже кормовые травы здесь выше всяческих похвал, из них делают элитное сено, которое продают потом чуть ли не по килограммам. Это сено обычно покупают для чистокровных лошадей, которые обитают в конюшнях богатых европейских и американских заводчиков. Но кормят прекрасным сеном и боевых быков, которые выступают на местной разновидности корриды — она называется ферия. Впрочем, о ней чуть позже.
Сельское хозяйство в Камарге процветает. Здесь разводят особую породу лошадей — совершенно белых и безупречно красивых. Здесь много фермерских хозяйств, которые специализируются на крупном рогатом скоте.
Фермеры ведут старомодную жизнь, мало отличимую от той, что вели в здешних местах скотоводы и 100, и 200 лет назад. Они виртуозно скачут на лошади, умеют на скаку заарканить годовалого бычка, а затем стреножить его и приложить к его ляжке клеймо, раскаленное на костре. Все это происходит в пыли и в поту, все это так брутально, так по-мужски, что совсем не вяжется со стереотипами французской гламурности. Но зато здесь чувствуется настоящая жизнь.
Впрочем, «адреналиновые» скачки перемежаются типичными французскими обедами часа на два, когда никто никуда не торопится, где щедро льются вино и изысканные речи. Любой может побывать на таких фермерских семейных обедах (работники фермы обычно приходятся друг другу близкими родственниками): в Камарге развит агротуризм.
Можно поселиться (кстати, за довольно солидную плату) в гостевом домике на ферме, дышать свежим воздухом, питаться исключительно натуральными продуктами, к тому же изумительно приготовленными, гулять по местным полям и солончакам, а иногда и работать — но исключительно ради собственного удовольствия.
В чем соль?
Камаргские солончаки похожи на инопланетный пейзаж или на картину Николая Рериха. Вода — розовая, из-за того что в ней живут особые микроорганизмы. Еще здесь водятся такие же розовые фламинго — чем-то нравится им соленая вода. Фламинго придают пейзажу оттенок потусторонности. Словом, не забудьте камеру: отличные фотографии вам здесь обеспечены.
На солончаках добывают соль, которая считается очень полезной и, как бы это лучше сказать, престижной, что ли. Фирменные круглые коробочки с пробковой крышечкой, в которые рассыпают камаргскую соль, можно встретить на столах лучших ресторанов Франции.
А теперь про ферию. Это особый вид корриды, где пострадать могут все: от тореро до зрителей, — но только не быки. В боях участвуют здешние мелкие (1 м 35 см в холке) и не очень злые бычки и команда спортивных молодых людей (традиционно они одеты во все белое). Оружие этих парней — не шпаги и бандерильи, а что-то вроде перчатки с загнутыми и зазубренными лезвиями на пальцах. Этими крючками молодые люди срезают пестрые ленточки, привязанные к рогам быка.
Добыча ленточек и есть главный смысл ферии. Но чтобы сделать это, надо раздразнить быка и спровоцировать его броситься на человека. И вот здесь начинается шоу. Парни в белом спасаются бегством, перепрыгивают через барьер арены и повисают на решетках второго яруса. При этом некоторые еще и кокетничают со зрительницами.
Благородные камни
Но давайте из полей и загонов с животными переместимся наконец в лангедокские города. Тем более что они живописны: это готовые декорации для фильмов о средневековье.
Например, Юзес с его герцогским замком, собором, старинной ратушей и рыночной площадью, напоминающей глухой каменный мешок. В сумерках силуэты башен и шпилей так гармонично вписываются в ландшафт, что электрические провода или какая-нибудь спутниковая тарелка, попавшая в поле зрения, кажутся совершенно чужими деталями.
Про Авиньон и говорить нечего. Одно лишь то, что здесь, во дворе бывшего Папского дворца проходит всемирно известный театральный фестиваль, говорит само за себя. Спектакли идут под открытым небом, без декораций и занавеса, как в средневековье.
Арль — это прекрасно сохранившийся римский амфитеатр и столь же сохранные целые средневековые улицы и площади. Ним — та же картина плюс Парк фонтанов, разбитый в галантные времена, в XVIII веке. Это один из красивейших общественных парков Франции.
Монпелье — просто курорт-красавец, прославился своим медицинским факультетом. В сентябре 1530 года Франсуа Рабле, впоследствии — выдающаяся фигура эпохи Возрождения и автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», стал слушателем этого самого факультета. Возможно, с тех пор в Монпелье, да и во всем Лангедоке, так по-раблезиански любят жизнь во всех ее приятых проявлениях.
Полезная информация
Виза
Французский визовый центр находится на ул. Марксистская, д. 3, стр. 2. Запись на подачу документов производится по телефону
Билеты
До городов Лангедока быстрее добираться из Ниццы. В этот город летает прямой рейс «Аэрофлота». Время в пути — около 4 ч, стоимость — не меньше 20 тысяч рублей. Прямо в аэропорту Ниццы легко взять машину напрокат (малолитражка класса А обойдется примерно в 35 евро в сутки) и отправиться по побережью в Лангедок.
Отели
Отели в районе Монпелье, а также в других городах (Эг-Морт, Ним, Авиньон, Арль) стоят не дешевле 50 евро за двухместный номер.
Питание
Лангедок — одна из самых интересных в гастрономическом отношении областей Франции. Не пропустите ресторан Carre des Gourmets (одна звезда Мишлен) в Гро-дю-Руа. Обед там обойдется минимум в 60 евро. Кстати, этот город вырос из рыбацкой деревушки в устье Роны, и там хорошие песчаные пляжи протяженностью 18 км. По ним можно прогуляться после гастрономических утех.