
Два дня в знаменитой альма-матер российских нефтяников — РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина — проходила научно-практическая конференция «Актуальные задачи нефтегазохимического комплекса. Добыча и переработка», организованная ОАО «ВНИПИнефть» (входит в КНПК «Роснефти»).
В рамках конференции была организована работа четырех сессий по актуальным направлениям развития отрасли, пленарное заседание, а также круглые столы, посвященные вопросам охраны экологии в нефтегазохимическом комплексе и подготовке кадров для работы на производстве.
Технологическое лидерство
В приветственном слове академик РАН, научный руководитель Института проблем химической физики Сергей Алдошин заявил, что для развития нефтеперерабатывающей и нефтегазодобывающей промышленности необходима модернизация отрасли, опирающаяся на отечественные технологии. А организатор этого уникального по представительности форума — крупнейшая энергетическая компания страны «Роснефть» — традиционно уделяет особое внимание инновационной деятельности и внедрению новых разработок на производстве, определяя технологическое лидерство как ключевой фактор конкурентоспособности на рынке.
Нефтехимические активы являются важной частью производственного комплекса ПАО «НК «Роснефть». В состав его входят АО «Ангарский завод полимеров» (АЗП); АО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» (ННК); ПАО «Уфаоргсинтез» (УОС). Кроме того, нефтехимическое производство представлено комплексом ароматики в «Башнефть-Уфанефтехиме» и мощностями по производству метанола, бутиловых спиртов и аминов в Ангарской НХК. Высокое качество выпускаемой продукции и постоянное совершенствование производственного процесса позволяют компании успешно конкурировать с российскими и зарубежными производителями на российском рынке.
Также у «Роснефти» имеется крупнейший в стране Корпоративный научно-проектный комплекс, состоящий из 29 исследовательских и проектных институтов, в которых трудятся более 15 тысяч научных специалистов, из них более 700 имеют ученую степень. На счету научно-проектного комплекса «Роснефти» — целый ряд изобретений, инновационных разработок и научных открытий, имеющих прорывное значение не только для компании, но и для всей российской нефтяной отрасли.
Только с начала 2019 года компания инициировала уже более 25 инновационных проектов в рамках реализации стратегии «Роснефть-2022». Комплекс работает над совершенствованием производственных процессов добычи и переработки углеводородов. Его разработки позволяют «Роснефти» успешно конкурировать с отечественными и зарубежными производителями на российском рынке.
Одним из ведущих направлений деятельности научно-проектного комплекса является цифровизация производственных процессов во всех дочерних подразделениях. Сейчас идет работа над решением крупнейшей задачи: к 2025 году НК «Роснефть» планирует полностью заместить импортное программное обеспечение (ПО) в геологии и разведке собственным наукоемким ПО. Об этом представители компании рассказали на нынешней конференции в РГУ нефти и газа. Уже на нынешнем этапе производственные активы компании используют пять программных комплексов для моделирования месторождений, моделирования дизайна гидроразрыва пласта, управления разработкой месторождений, а также проводки скважин любой сложности.
Другим современным направлением в области нефтедобычи компании является разработка специалистами «РН-ЦИР» (входит в Корпоративный научно-проектный комплекс «Роснефти») полимерного пропанта на основе полидициклопентадиена — продукта, необходимого для проведения гидроразрыва пласта (ГРП). Использование этого инновационного материала для ГРП позволит расширить область применения данной технологии в трудноизвлекаемых запасах неф-тегазовых месторождений. В 2019 году компания завершает этап опытно-промысловых испытаний. К настоящему времени можно утверждать, что потенциал применения технологии на месторождениях «Роснефти» составляет более 1,5 тысячи скважин, а потенциал дополнительной добычи нефти — порядка 200 тысяч тонн в год.
А вот еще один характерный пример: уникальная автономная малогабаритная установка предварительного сброса воды, разработанная в «РН-БашНИПИнефть» (входит в Корпоративный научно-проектный комплекс «Роснефти»), всего за один год обеспечила прирост дополнительной добычи в размере 11 тысяч тонн нефти. Экономический эффект от внедрения новейшей технологии составит порядка 259 млн рублей за счет увеличения пропускной способности системы нефтесбора. Причем это можно считать лишь начальным этапом: установка успешно показала свою эффективность на Барсуковском месторождении компании и тем самым подтвердила большой потенциал для внедрения на других месторождениях.
Топливо высшего качества
Приведем еще несколько примеров достижений компании в области нефтепереработки.
В апреле 2018 года «Роснефть» запустила промышленное производство улучшенного высокооктанового бензина АИ-95 Евро-6 на Уфимской группе НПЗ компании, превосходящего по экологическим и эксплуатационным показателям выпускаемое в Российской Федерации в настоящее время топливо класса Евро-5.
На Саратовском НПЗ компания приступила к промышленному производству высокооктановых бензинов АИ-95 Евро-6. Топливо получило положительные отзывы потребителей в регионах его реализации — Республике Башкортостан и Краснодарском крае.
В Рязанской НПК в марте 2018 года выпущена первая партия высокооктанового бензина Pulsar-100. Топливо позволяет в полной мере раскрыть потенциал и повысить эффективность работы высокофорсированных двигателей, а также обладает повышенными экологическими свойствами. Pulsar-100 является официальным топливом Российской серии кольцевых гонок, а с августа 2018 года топливо реализуется на большинстве АЗС «Роснефти» в Московском регионе.
На Уфимской группе НПЗ стартовало промышленное производство дорожных битумов, соответствующих требованиям нового межгосударственного стандарта. Новая технология производства обеспечивает долговечность получаемых дорожных битумных вяжущих материалов.
Одним из основных направлений модернизации нефтеперерабатывающих и нефтехимических активов является создание собственных катализаторов. «Роснефть» ведет активную работу в данном направлении. В сентябре этого года компания «РН-Кат», специализированное предприятие «Роснефти» по производству катализаторов, провела на базе Уфимской группы НПЗ компании промышленные испытания первой партии катализаторов для процессов гидроочистки, которые позволяют производить дизельное топливо в соответствии со стандартом Евро-5.
Это была настоящая победа — первый катализатор гидроочистки для российской нефтеперерабатывающей отрасли, способный полностью заменить иностранные аналоги. Испытания показали, что катализатор, разработанный учеными «Роснефти», позволяет получать дизельное топливо, которое соответствует всем современным техническим требованиям и не только не уступает лучшим мировым аналогам, но по некоторым параметрам даже превосходит их.
Причем это была не просто «лабораторная разработка». Новое предприятие компании ООО «РН-Кат» способно не только обеспечивать потребности предприятий НК «Роснефть» в катализаторах процессов гидроочистки, но и поставлять их для коммерческой реализации. Продукция завода заменит импортные аналоги, что повысит технологическую устойчивость, независимость и экономическую эффективность всей российской нефтеперерабатывающей отрасли.
Еще один аналогичный пример: на промышленной площадке филиала ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Уфанефтехиме» уже более года осуществляется опытно-промышленный пробег катализатора гидроочистки дизельных топлив от соединений серы (Ht-100RN), который превосходит лучшие зарубежные аналоги как по активности, так и по стабильности работы. Таким образом, впервые за последние два десятилетия в Российской Федерации осуществлено промышленное внедрение отечественного катализатора гидроочистки дизельных топлив нового поколения, соответствующего современному мировому уровню промышленных катализаторов.
По сообщению пресс-службы компании, в настоящее время планируется наладить серийное производство катализатора Ht-100RN на заводах компании с последующей загрузкой продукта на НПЗ «Роснефти».
Третий пример — уникальное техническое масло, созданное учеными «Роснефти». Недавно специалисты научно-проектного института «РН-ЦИР» при содействии дочернего общества компании «РН-Смазочные материалы» запатентовали способ получения экологически чистого технического масла TDAE (Treatment distillated aromatic extract), используемого для производства синтетических каучуков (СК), автопокрышек и резинотехнических изделий (РТИ).
Техническое масло TDAE по всем физико-химическим показателям удовлетворяет требованиям Директивы Европейского союза 2005/69/ЕС, устанавливающей ограничение на использование опасных веществ в резинотехнических изделиях (РТИ) и шинах. Инновационный продукт «Роснефти» не уступает по качеству импортным аналогам, а по некоторым показателям превосходит их. В частности, исследования показали, что за счет меньшего содержания полициклических ароматических углеводородов техническое масло TDAE более безопасно в использовании.
Предлагаемый способ получения TDAE отличается высокой эффективностью и может быть реализован на маслоблоках компании, что расширит ассортимент выпускаемой продукции. Реализация данного способа позволит «Роснефти» стать ведущим производителем и поставщиком безопасного и высококачественного масла TDAE для производства, в том числе экологически чистых автомобильных шин.
Сюда же следует добавить, что специалисты ПАО «Средневолжский НИИ по нефтепереработке» совместно со специалистами АО «ВНИИ НП» (оба института входят в КНПК) разработали еще один важнейший экологический продукт — первый отечественный многофункциональный пакет присадок для бензинов экологического класса К5. Присадки улучшают характеристики бензина за счет предотвращения образования отложений в двигателе, а также очищают и устраняют уже существующий нагар. Моющие свойства присадок не уступают зарубежным аналогам, а по антикоррозионным свойствам существенно превосходят импортные многофункциональные пакеты.
Разработанный в «Роснефти» пакет присадок способен обеспечить защиту от коррозии металлических поверхностей, контактирующих с бензином, на всех этапах производства: от НПЗ до бензобака потребителя. Производство нового инновационного продукта планируется начать в 2020 году на мощностях опытно-экспериментального производства ПАО «Средневолжский НИИ по нефтепереработке». Объем производства составит 350 тонн в год.
И там же, в ПАО «Средневолжский НИИ по нефтепереработке» в нынешнем году разработана и запатентована технология получения магнийсодержащей моющей присадки к моторным маслам, полностью базирующейся на отечественном сырье. Это позволит компании отказаться от закупок зарубежных аналогов и начать выпуск моторных масел, отвечающих мировым стандартам премиального класса по международным классификациям API и ACEA. Внедрить технологию предполагается на Новокуйбышевском заводе масел и присадок (входит в состав «Роснефти»).
Сделано в России
Однако на конференции в РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина также предметно говорилось и о нерешенных задачах в отечественных нефтепереработке и нефтехимии. «За пять лет в отрасли на 10% увеличилась глубина переработки нефти, — сообщил доктор технических наук Владимир Капустин, руководитель рабочей группы при Минэнерго РФ по вопросам снижения зависимости ТЭК от импорта. — Еще недавно здесь был упор в основном на западное оборудование. Сегодня в термическом крекинге построены две установки по отечественным технологиям. В Нижнекамске отлично работает отечественная установка каталитического крекинга, за которую получена премия правительства РФ».
«Реальный путь модернизации отечественной нефтехимии — создание государственного института, который занимался бы разработкой новых технологий, — продолжил тему доктор технических наук, заместитель директора ФИЦ «Институт катализа им. Г.К. Борескова» СО РАН Александр Носков. — Институт должен быть на госфинансировании, с последующим самостоятельным выходом на рынок с пакетом технологических новинок».
С большим вниманием слушал зал доклад доктора технических наук, генерального директора ООО «РН-ЦИР» Константина Рудяка: «В отечественных лабораториях есть много перспективных наработок, но надо решать вопрос с финансированием промышленных реализаций новых идей. Политика импортозамещения сталкивается с проблемой создания и внедрения опытных установок. Требуются правительственные решения, способные стимулировать внедрение перспективных наработок».
Аудитория отозвалась аплодисментами. Смысл понятен: модернизация и импортозамещение в отрасли должны быть заботой не только самих нефтяных компаний, но и целью государственной политики.