Апрель прикатил к финишу. Граждане, строя отпускные планы, чешут затылки: по сравнению с прошлым годом спрос на путешествия за границу вырос на треть, а на внутрироссийские направления — на 15%. Взлетели цены на туры даже в страны, где пляжный отдых еще недавно считался вполне бюджетным.
Особо популярные у россиян отели Анталии подорожали на 20-25%. Две недели на двоих с перелетом и питанием по системе «все включено» стоят сейчас от 1800 до 2200 евро. Египет доступнее, хотя и Хургада с Шарм-эль-Шейхом тоже подорожали на 10-15%. К тому же летом на Красном море несусветная жара. И без того недешевые туры в ОАЭ подорожали на 20%, на Мальдивы — на 70%, а в Таиланд — на все 100% из-за резкого роста стоимости авиабилетов.
Одной из главных причин эксперты также называют ослабление рубля. Почти год правительство и Центробанк держали валютный курс, но падение доходов бюджета заставило включить «печатный станок». И вот евро шагнул за 90-рублевый порог, а доллар — за 80-рублевый.
А что на родных просторах? По сравнению с прошлым годом не подорожал только отдых на Крымском полуострове. По всем остальным южным направлениям (бюджетный Сочи, Анапа, Геленджик, Дагестан) наблюдается рост цен на 15%. Отдых в отелях категории 4-5 звезд на главном черноморском курорте стал дороже как минимум на 30%. Попыткой компенсировать рост затрат из-за инфляции такие цифры объяснить невозможно. Нерыночный механизм ценообразования видят в антимонопольной службе, но сделать с этим ничего не могут. Рычагов давления на местных отельеров, похоже, нет.
По словам старшего менеджера компании Pronto Tour Жанны Сайкиной, всему виной дефицит качественной инфраструктуры индустрии отдыха в российском Причерноморье. «Представители среднего класса раньше отдыхали в Греции или на Кипре и привыкли к европейскому сервису, — комментирует наш эксперт. — Теперь они в России пытаются найти отели с сопоставимым уровнем обслуживания. А учитывая, что появление сети качественных отелей — это вопрос нескольких лет, спрос на имеющиеся площади еще долго будет превышать предложение».
Впрочем, россиян это не смутило. Количество бронирований по сравнению с прошлым годом в среднем увеличилось на 15%, а некоторые туры (к примеру, в Абхазию) стали покупать чаще на треть. Причем туристы демонстрируют завидную уверенность в завтрашнем дне: глубина бронирований увеличилась с полутора недель до полутора месяцев.
Что вернуло желание позагорать на морском песочке? Причина в отложенном спросе. В первые месяцы СВО многие жили с чувством нарастающей тревоги и меньше всего задумывались, где и как провести отпуск. Сегодня определенности не прибавилось, но не зря говорят, что человек ко всему привыкает. Во всяком случае, ради привычного отдыха граждане готовы даже переплатить.
Сработало и увеличение предложения. По сравнению с прошлым годом полетная программа российских перевозчиков стала заметно шире. Появились прямые рейсы на популярных и давно освоенных направлениях — например, в Таиланд или на Шри-Ланку.
Заметный вклад в стимулирование спроса внесла и гибкая система оплаты забронированных туров, которую в этом сезоне взяли на вооружение многие туроператоры. По сути, речь идет о беспроцентной рассрочке, при этом туристы имеют возможность подгадать момент и оплатить рублями забронированный в валюте тур по более выгодным ценам, когда национальная валюта укрепляется.
Да, отдых — это едва ли не то единственное, от чего россияне не готовы отказываться. По крайней мере, ни ослабление рубля, ни рост стоимости туров пока не заставили их это сделать.