Недавние события в Якутске заставили вспомнить подзабытое уже было слово «ксенофобия». Хотя сюжеты некоторых итоговых телепрограмм в прошлые выходные убеждали зрителя, что ничего особенного не произошло: в городе все спокойно, ни о каких конфликтах на национальной почве и речи нет. А в понедельник Первый канал начал показывать сериал «А у нас во дворе...», действие которого в значительной мере связано с мигрантской средой.
Если коротко, то в столице Республики Саха произошло следующее. Приезжий из Киргизии изнасиловал местную женщину. В тот же вечер стихийный митинг протеста собрал около 200 горожан. А на следующий день в спорткомплекс пришли уже несколько тысяч граждан, довольно агрессивно настроенных по отношению к зарубежным «гостям». Представители власти попытались их успокоить, пообещав сурово наказать виновного, но, видимо, без особого успеха. Поползли слухи о возможных погромах. Транспортная инфраструктура Якутска оказалась парализованной: на работу не вышли водители-киргизы автобусов и маршруток. Не открылись овощные палатки, которые являются другой ключевой сферой деятельности для выходцев из Средней Азии... Но потом все как-то улеглось. В вышеупомянутых репортажах журналисты показали ларьки, владельцы которых на плохом русском объясняли, что никаких проблем нет и вообще жизнь прекрасна. И слава богу. Крайне не хотелось бы возвращения 2012-2013 годов, когда вопрос межнациональных отношений стоял довольно остро. И при этом вспоминать, как неуклюже федеральные каналы тогда доказывали, что проблемы — надуманные.
Тема и в самом деле болезненная. Только копни — беда может случиться. Лучше не трогать. Даже сериальное производство — и то старательно обходило ее стороной. По крайней мере в серьезных проектах. Представители братских экс-советских народов появлялись на экранах разве что в безобидных юмористических скетчах, в образах Равшана и Джамшута. Но в те же годы гендиректор «Первого» Константин Эрнст стал продюсером сериала «Салам Масква». Его главные герои — двое столичных полицейских, специализирующихся на этнической преступности. Это ксенофоб Ребров, ненавидящий всех «понаехавших», поскольку его жена стала жертвой одного из них, и молодой дагестанец Рустам. В фильме показывались различные диаспоры, проживающие в Москве, а вывод на основании увиденного зритель должен был сделать правильный: не бывает плохих народов — бывают плохие люди. Неприязнь между операми в финале, разумеется, перерастала в крепкую мужскую дружбу.
Но сериал лег на полку на несколько лет. Не время! Народ уже вовсю говорил о Майдане, а потом — о Крыме и Донбассе, а не о гастарбайтерах. Так зачем будить лихо, пока оно тихо? В результате премьера состоялась только в 2017-м, да и то не в эфире, а на онлайн-платформе. И в том же году на канале вышел первый сезон «А у нас во дворе...». Там тоже всякие преступления расследует пара. Это «важняк», вышедший на пенсию, и узбечка Мавлюда, приехавшая в Москву из Самарканда разыскивать пропавшего мужа. Она подрабатывает дворничихой и живет в подвале вместе с другими тружениками из солнечной Азии. Будучи очень наблюдательной и обладая великолепной интуицией, женщина помогает бывшему сыщику в его благородном деле.
В силу национальности главной героини и рода ее занятий во «Дворе», так же как в «Салам Масква», показывалась жизнь мигрантов с ее негативными сторонами. Подвал, настороженное, пренебрежительное или откровенно хамское отношение аборигенов. Та же этническая преступность. Только все это — в гомеопатических дозах. Оно и понятно: все же здесь мы имели дело не с детективом в чистом виде, а с мелодрамой. К тому же ироничной. И если уж герой Сергея Пускепалиса проникается нежными чувствами к дворничихе, сыгранной Равшаной Курковой, то разве могут ее сограждане быть показаны нелицеприятно? Нет, конечно. При всех непривычных для русского человека традициях и манере общения они оказываются милыми, добрыми людьми с открытой душой, всегда готовыми угостить соседей, даже не слишком дружелюбных, фирменным пловом.
А в вышедшем только что втором сезоне тема мигрантов и вовсе не играет никакой роли. Зато усиливается мелодраматическая составляющая. Опер становится мужем узбечки и отцом для троих ее сыновей. И тут уж другой расклад конфликтов, в основном гендерных, поскольку характер у новоиспеченных супругов не рахат-лукум.
Как уже было сказано, телевизионщиков понять можно. Героиня, подобная Айке из одноименного фильма Сергея Дворцевого (вышел в прокат 14 февраля 2019 года), в «ящике» появиться не может. Какие чувства у немолодой и консервативной женской аудитории вызвала бы юная киргизка, которая оставила только что появившегося на свет сына в московском роддоме, потому что понимала: с ребенком на руках ей не выжить? Сочувствие? Нет, скорее возмущение: «Так какого черта ты сюда приперлась?» Наверное, как и в случае с Якутском, телевизор должен убеждать, что «в Багдаде все спокойно». И все же он делает одну чудовищную ошибку — прививая своей аудитории с помощью многочисленных ток-шоу ненависть ко всем на свете, он делает ее нервной и нетерпимой. И совершенно непредсказуемо, по отношению к кому могут прорваться эти качества, если под рукой не окажется бандеровцев или, на худой конец, какого-нибудь задрипанного англосакса... Так что там с «лихо» и его сном?