Главная Культура 00:05 29 Января 2016 5489
Александр Олешко: Я - артист, играющий роль телеведущего

Ведущий шоу «Точь-в-точь» рассказал «Труду», каких физических и душевных затрат требует его профессия и позитивный настрой

Елена Губайдуллина

Александр Олешко — артист востребованный. Cнимается в сериалах, участвует в театральных спектаклях, озвучивает мультфильмы, выступает с концертами. А миллионы и миллионы зрителей знают его как одного из самых ярких телеведущих отечественного ТВ. Возьмите очень популярное шоу «Точь-в-точь» на Первом канале — именно благодаря обаянию и позитивному настрою Александра оно любимо многими. Перед камерой Олешко держится настолько легко и естественно, что зрителю кажется, будто эта красивая работа в лучах софитов делается сама собой и не требует особых усилий. А что на самом деле это за профессия, каких физических и душевных затрат она требует? Об этом «Труд» решил узнать, что называется, из первых рук.

— Александр, вы уже вполне опытный телеведущий и можете не понаслышке судить о том, какие качества необходимы в этой профессии. А если выбрать главные?

— О многом можно рассуждать, но я бы остановился на главном — на умении включаться в жизнь того самого человека, который в этот момент смотрит на тебя в своем телевизоре, слушает, хочет на тебя походить, вместе с тобой искать ответы на свои вопросы. И не надо говорить, что их, зрителей, миллионы и что они все разные... Представьте себе именно того человека, ради которого происходит это действо, загляните в его глаза. Телеведущий, как и любой творческий человек, должен делиться своей энергией и даже, представьте, здоровьем, своими запасами любви, доброты и нежности с огромной страной, которая включила телевизор и сопереживает тому, что видит и слышит. Или не сопереживает — но тогда это именно твоя, ведущего, проблема.

Бывает, люди встают перед камерой и даже не задумываются о том, кто и зачем на них в этот миг смотрит. Как-то я участвовал в концерте проекта «Голос. Дети». Почему-то все ребятишки пели исключительно грустные песни на английском. Я вытерпел одну песню, вторую, пятую и спросил: «А по-русски кто-нибудь будет петь? А веселые песни кто-то знает?» Но где там! Мамаши выступавших детей так упивались их талантами и своими продюсерскими «способностями», что им и в голову не пришло, каково зрителю по ту сторону экрана. То есть они не понимают, что это уже не только их домашние радости, ведь нужно, чтобы и люди в зале, и телезрители испытывали добрые чувства и радость. Я уже не говорю о том, что конкурсанты как пришли в сапогах с улицы, так и двинулись на сцену. А ведь сцена, будь это театр или студия, — святое место. Переоденьтесь, загримируйтесь, причешитесь и подумайте о том, что вы должны дарить зрителям позитивные эмоции, надежду, веру.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает многим нашим телеведущим?

— Искренности, доброты. Я был бы только рад, если бы телевидение отказалось от тех ток-шоу, в которых соревновательность зашкаливает и где люди как бы решают свою судьбу или переживают за своих друзей. На самом деле это просто бестолковый шум-гам. Такое мне не по душе. Хочется чуть больше покоя, чуть меньше скорости. Помните: «Чуть помедленнее, кони...» И так все вокруг невероятно убыстрилось — порой кажется, что наша планета ускорила вращение, а вслед за ней и телевидение рвануло куда-то без оглядки. Очень люблю поэтические строчки: «Остановиться, оглянуться, внезапно, вдруг, на вираже, на том случайном этаже, где вам доводится проснуться...» Написанные в 70-х, они, мне кажется, с годами только прибавляют в актуальности.

Конечно, для телеведущего важны и кругозор, и интеллект, и чувство юмора, и самоирония, и умение парировать, и внимание, и память, и физическая форма, и много что еще. Это как огромная анфилада комнат: откроешь одну, а за ней видна новая, и дальше двери, и дальше. Про себя могу сказать так: я артист, играющий роль телеведущего.

Мне легче. Я могу и петь, и танцевать, и пародировать, и перевоплощаться, и все что хотите. А телеведущий — это тот, кто может вести передачу. И больше ничего. Я все-таки стремлюсь быть человеком-оркестром. Это интересно.

— По-моему, ваши данные человека-оркестра во всей полноте проявляются в спектакле Театра имени Вахтангова «Мадемуазель Нитуш»...

— Спасибо. Обожаю этот спектакль! Несмотря на то что мы играем его 11 лет, он все еще молодой и современный. Мы с Машей Ароновой постоянно дополняем сцены повседневными и даже ежеминутными новостями, из-за чего спектакль дышит, не замораживается. Он сделан в стиле старого театра, а все, что по-настоящему классическое, — оно вечно, вне моды и вне времени. В «Мадемуазели Нитуш» много чистой радости, зрители там отдыхают душой, и мы, актеры, радуемся вместе с ними. А когда играем «Нитуш» под Новый год, происходит много неожиданного и сказочного. То оркестр вдруг заиграет «В лесу родилась елочка», то кто-то из зрителей поставит на авансцену бутылку шампанского... Билетов не достать, яблоку негде упасть. Режиссер этого спектакля, Владимир Владимирович Иванов, говорил нам на репетициях: «Это спектакль-праздник в не самое простое время. Пожалуйста, поделитесь энергией, отдайте ее людям!» Мы так, собственно, и делаем.

— А как вы, Александр, относитесь к нештатным ситуациям в творчестве? Досадуете или переходите на импровизацию?

— Досадовать непрактично. Нештатные ситуации — неизбежная часть профессии. Всегда что-то неожиданное случается: то занавес упадет или не откроется, то микрофон сломается... Важно из любой ситуации красиво выйти. И тут необходима хорошая реакция. А еще оптимизм, вера в то, что все будет хорошо. Однажды вдруг ни с того ни с сего я забыл, как зовут главную героиню! Представляете? Казалось бы, ну как можно забыть имя героини в спектакле, знакомом до запятой, где ты играешь больше десяти лет? Но во мне будто какой-то выключатель сломался. А у нас диалог... Прямо на сцене спрашиваю: «Девочка, как тебя зовут?» А она в ответ тоже решила сымпровизировать: «Не скажу, дяденька». И все. Артисты, которые за кулисами все это слышали, начали хохотать, подтрунивать надо мной. И зал включился, все принялись подсказывать реплики. И такая потрясающая, почти семейная обстановка в отношениях артистов и зрителей возникла... Вот вам и нештатная ситуация!

— С тех пор как вы ушли из «Современника», в котором играли очень активно, у вас не так много театральных работ. Почему?

— Пожалуй, потому, что нет увлекательных предложений. То, что мне предлагают, не совпадает с моими творческими потребностями. Безусловно, я должен сыграть Фигаро, Труффальдино и Хлестакова. Но в планах у театров пока этого нет, у них другой репертуар. Ничего, я подожду. Владимиру Зельдину в феврале будет 101 год, у него скоро премьера нового спектакля. Мне 39. Время есть, у меня еще все впереди.

— Поделитесь какими-то конкретными планами?

— Предпочитаю не рассказывать о планах. Артисты — люди суеверные... У меня дома к стене приколот листок с надписью «Крути педали!». Вот я их и кручу. Я не высыпался с 1991 года, чему страшно рад. Работаю всегда и буду продолжать в том же духе. Каждый день дает массу поводов жить и дышать полной грудью. Вот вышел мультфильм «Маленький принц», который я озвучил в компании замечательных артистов — Чулпан Хаматовой, Константина Хабенского, Сергея Гармаша, Игоря Костолевского. Удивительная, сказочная, волшебная история. В Музее декоративно-прикладного и народного искусства экспонируется моя коллекция — в ней собраны Деды Морозы, Снегурочки и самые разные елочные игрушки советской эпохи. Я их покупаю везде, где бываю на гастролях. Можно сказать, собираю по кусочкам свое детство... Так вот, мне звонили из музея и рассказывали, как дети водили хороводы вокруг елки и как по моим игрушкам изучали историю страны. В разное время были разные игрушки, но самое главное, что в них до сих пор чувствуется энергия людей, которые делали эти вещи. Чем не еще один повод улыбнуться и обрадоваться?

— Знаю, что вы находите время и для участия в благотворительных акциях. Недавно участвовали в фотосессии в «Азбуке вкуса», рекламируя товары, средства от продажи которых перечислили больным детям. Это мода или веление души?

— Ну уж точно не мода! Не хочется говорить громких слов, но если моя работа позволяет открыть какие-то дополнительные двери, которые со скрипом открывают другие, это уже много значит. Мне не нравится, когда артистов и других известных людей упрекают в том, что они-де пиарятся на благотворительности. Давайте лучше увидим в этом пользу для тех, кто остро нуждается в помощи. Кто-то сделал благотворительность делом жизни, кто-то с готовностью откликается на приглашение поучаствовать в акциях — тут у каждого свой выбор. Главное — не оставаться в стороне. Я как могу помогаю. Где рублем, где личным участием, где игрушкой, где концертом... И, поверьте, делаю это не для улучшения собственного имиджа.

— Вы следите за судьбами детей, которым помогаете?

— Расскажу одну историю. Как-то я ездил в Балашиху в больницу к очень тяжелым онкобольным детям. Сидел в палате у одной неходячей девочки, разговаривал с ней, подбадривал. Через какое-то время опять приехал в ту же больницу, спросил про свою знакомую девочку. А мне отвечают: «Она ушла». У меня сердце упало. Но врачи меня тут же успокоили: «Не переживайте, она ушла отсюда собственными ногами, дело пошло на поправку». Я не раз убеждался: если вовремя обнаружить болезнь и схватить ее за горло, можно выйти победителем, есть много подобных случаев. А больные ребятишки особенно нуждаются не только в медикаментах и операциях, но и во внимании, в участии. И поверьте: иногда даже взгляд или улыбка другого человека может окрылить, помочь поверить в себя, найти силы. Регулярно фонд «Подари жизнь» рассказывает о таких детях, публикует фотографии их не самого простого периода жизни в больнице. А когда они выздоравливают, проживают счастливую, полноценную жизнь.

— А как быть с тем, что далеко не все фонды честные и средства, собранные для тяжелобольных, могут уйти не по адресу?

— Конечно, это ужасно, если кто-то на чужом страдании отхватывает себе кусок. Есть замечательная фраза: «Когда меня обижают, я не обижаюсь, потому что в этот момент у моего обидчика начинается очень трудный разговор с Богом». Не ведают, что творят... Мы вообще живем во времена, когда многое перевернуто с ног на голову. Бывают такие периоды в истории, когда черное объявляется белым, а белое — черным. Но они непременно заканчиваются, и все неправедное получает свою оценку и свое возмездие. Конечно, в нашей каждодневной суете можно и отмахнуться от таких рассуждений, сослаться на особенность переживаемого момента. Но я знаю одно. Человек должен отвечать за свои слова и поступки и изо всех сил стараться служить чистоте, доброте, радости.

Недавно я выпустил новый диск и отказался от гонораров. Мы сделали отдельную линию в интернете — деньги, перечисленные за скачивание моих песен или за приобретение диска, сразу переводятся на счет фонда «Подари жизнь» в помощь больным детям. Я за теорию малых добрых дел. По капельке и море собирается.

— Не планируется ли на ТВ передача о благотворительности?

— Если бы возник такой проект, я был бы счастлив. Потому что и общество готово, и есть те, кому нужна помощь. Телевидение — мощнейший инструмент, оно просто обязано уделять внимание тем, кто в нем больше всех нуждается. Мне очень приятно, что на Первом канале, на котором я работаю, в больших проектах и развлекательных шоу — например, в «Точь-в-точь» — всегда есть возможность собрать деньги на благотворительность через зрительские SMS. Возможно, пришла пора более масштабных благотворительных телепроектов.

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6164
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4744
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....