Что там ни говори, но первомайские демонстрации советских времен у их участников и поныне вызывают теплые чувства. Да, и разнарядка была, и дружные попытки под благовидными предлогами отмазаться от мероприятия, и смешки по поводу вождей на трибуне Мавзолея, мимо которых бесконечным потоком проплывали их портреты. Но было и ощущение весны, молодости, надежд. Сладкое предчувствие скорого дружного застолья. И, конечно, какое-то логически не объяснимое чувство гордости. Все это гениально запечатлено в «Заставе Ильича». Показать подобное настроение постарались и авторы сериала «Оптимисты» («Россия 1»), уже в самом его начале. И, в общем, у них получилось.
Первомай — знаковое явление для нашей страны. И неважно, что под ним подразумевается — Международный день солидарности трудящихся, День Весны и Труда или просто лишний выходной и повод встретиться с друзьями. В 2001 году даже фильм такой сняли — «Первое мая». В нем несколько друзей раз за разом ходят на демонстрации, а потом обсуждают увиденное и вообще все, что происходит в мире. В «Оптимистах» 1 Мая показано не просто для настроя. Именно в этот день в 1960-м, аккурат в то самое время, когда колонны трудящихся вышагивали по Красной площади, в небе над Свердловском был сбит американский шпионский самолет, а пилотировавшего его летчика Пауэрса взяли в плен местные жители. Случившееся стало не только демонстрацией мощи советских ракет, но и козырем в дипломатической игре с США. А молодые дипломаты — как раз и есть главные герои сериала.
Разумеется, фоном всего действия «Оптимистов» служат события мирового значения, в том числе и вошедшие в учебники. Но не стоит искать в их показе неточности и ляпы. Главное здесь — истории вымышленных героев, работающих в информационно-аналитическом отделе, никогда не существовавшем в реальности. Хотя, к слову, что-то лестное в адрес проекта уже сказал министр Лавров, успевший посмотреть его с десяток минут.
«Оптимисты» интересны уже местом действия. Дипломатическая кухня — самое ее нутро — прежде, кажется, не демонстрировалась столь детально. Но и тут не следует воспринимать все слишком уж всерьез. С одной стороны, в антураже все выглядит именно таким, каким, видимо, и должно быть в МИДе. Мебель из красного дерева, строгие столы с массивными вертушками, кожаные диваны. Суровая пожилая секретарша, которую ничто не может удивить: так много интриг повидала она на своем веку! Но вот троица молодых героев может показаться совсем уж ненатуральной. Все они — недавние выпускники МГИМО (тогда — МИМО). Об этой категории молодежи у нас сложилось вполне определенное представление: высокопоставленная родня, мажористость, снобизм, чурание простолюдинов. А персонажи Артема Быстрова, Егора Корешкова и Риналя Мухаметова совсем не соответствуют этим образам: один — сирота, второй — сын врага народа, третий -вовсе еврей: На рабочем столе они не ноты дипломатические составляют, а режутся в «козла». Дружно попивают коньячок, ходят в прокуренные пивнушки, заводят знакомство чуть ли не с лимитчицами. Ну какие они дипломаты?!
И все же «Оптимисты» берут зрителя настроением. Заслуга в этом принадлежит не только хорошему режиссеру Алексею Попогребскому («Как я провел этим летом»), но и продюсеру Валерию Тодоровскому. Неслучайно же при просмотре «Оптимистов» все время вспоминаешь его «Оттепель». Почему? Сразу и не скажешь. Разные персонажи с разными проблемами.
Впрочем, общее все же есть. В «Оттепели» герои были кинематографистами, но ключевую роль в развитии ее сюжета играли многочисленные любовные интрижки. В «Оптимистах» то же самое, только сфера деятельности другая. Но разве это не естественно, когда герои молоды?
А может, дело в том, что время действия одно? Хотя «Однажды в Ростове» тоже про годы хрущевского правления, но подобных ассоциаций не вызывает! Вероятно, все объясняется похожей атмосферой, умением героев наслаждаться жизнью, на полтора десятилетия ставшей понятной и легкой.
Много уже сказано о том, что, мол, «Оттепель» положила начало моде на 60-е. Спорный вопрос. «Таинственная страсть»-то про поэтов начали снимать еще до премьеры сериала Тодоровского. И все же некая закономерность в появлении похожих проектов существует.
Ее кульминацией можно считать выставку в Третьяковке, которая так и называется — «Оттепель». Нет, это не мода. И не привязка к круглой дате. Во всяком случае, вряд ли таковой можно считать грядущее 50-летие окончания эпохи, которое связывают с пражскими событиями 68-го. Наверное, все же что-то в воздухе витает.
В «Оптимистах» есть забавный эпизод. Ученые готовятся запустить в космос собак. Молодые мидовцы готовят, как бы сейчас сказали, пресс-релиз грядущего события для зарубежных стран. На их взгляд, собачки для полета выбраны неказистые. Как таких показать иностранцам?! Позор один! И выбор меняется в пользу симпатичных Белки и Стрелки. В этой процедуре всех героев сериала волнует прежде всего качество гордости, которое предстоит испытать стране. Оно должно быть безупречным. Кто сейчас думает о том, чем гордится народу? А все то, что нам назначается в качестве предметов гордости, почему-то не является безупречным. Крым? Сирия? Может, потому и ностальгируем по былому?