Как передает РИА «Новости» со ссылкой на главу Росархива Андрея Артизова, сегодня агентство разместило на своем сайте электронные версии подлинников документов о расстрелянных в Катыни польских офицерах. По словам Артизова, причиной обнародования документов является оспаривание вины органов НКВД в этом преступлении со стороны представителей общественности.
Как заявил Андрей Артизов, еще есть люди, которые подвергают сомнению документы, «связанные с катыньским преступлением, говорят, что это фальшивка, говорят, что такие документы сделаны по заказу и никакого расстрела польских офицеров в Катыни не было, а расстреливали немцы».
Речь идет о документах из пакета №1, который долгое время хранился в закрытом архиве Политбюро ЦК КПСС на правах особой важности, пояснил глава Росархива. В сентябре 1992 года комиссия по ознакомлению с документами архива президента РФ Бориса Ельцина вскрыла этот пакет на плановом заседании. Были обнаружены записка народного комиссара внутренних дел Берии от марта 1940 года с предложениями о расстреле и ликвидации военнопленных польских офицеров. На ней имеются подлинные резолюции Сталина и ряда других членов Политбюро, то есть Ворошилова, Молотова, Микояна. В этом же пакете находится и текст постановления Политбюро от 5 марта 1940 года, где выражается согласие с предложениями Берии о расстреле польских офицеров.
По утверждению Андрея Артизова, из записки следует, что «в лагерях для военнопленных содержались всего, не считая солдат и унтер-офицерского состава, 14 736 бывших офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, жандармов, тюремщиков, осадников, разведчиков, по национальности свыше 97 процентов – поляки». Далее перечисляются их звания и предлагается НКВД в особом порядке рассмотреть дела находящихся в лагерях военнопленных в количестве 14 700, а также дела других арестованных, с применением к ним высшей меры наказания - расстрела. «Против этого предложения НКВД карандашом отмечено, что этот вопрос вынесен в особую папку и соответствующее постановление Политбюро по данному вопросу принято», - добавил начальник Росархива.
Кроме того, по его словам, в пакете этих секретных документов есть и рукописная записка от председателя КГБ Шелепина, датированная 1959 годом, «где он информирует руководство партии об уничтожении дел на расстрелянных польских офицеров».
Андрей Артизов заявил, что советские лидеры, возглавившие страну после Сталина, знали о Катыньском преступлении. Он отметил, что «на конверте записи имеются, которые говорят о том, что подобные документы вскрывали периодически руководители партии, знакомились с ними, а потом также эти документы запечатывали и клали в архив до лучших времен». Версию о том, что польских военных в Катыни и ряде других мест Советского Союза могли расстрелять немецкие оккупанты, глава Росархива отверг.
«Что мне еще хотелось ответить тем, кто ставит под сомнение подлинность этих документов. Надо иметь в виду, что расстрелы в соответствии с постановлением Политбюро от 5 марта 1940 года проводились в трех местах. Под Харьковом, Пятихатка, в Катыни под Смоленском и в Медном, тогда Калининской, ныне Тверской губернии. И когда нам говорят о том, что это (архивы особой папки ЦК КПСС) фальшивки, то если в Катыни и Пятихатке немцы были и, например, в Катыни действительно есть свидетельства, что в 1941 году немцы проводили расстрелы, значит, действительно какой-то немецкий след можно найти, то что же делать нам с Медным, где никогда не было немецких оккупантов, территория всегда была советской. И основной объем расстрелянных польских офицеров и генералов падает как раз на это место - Медное. Там самое большое количество поляков было расстреляно в соответствии с этими решениями», - сказал Андрей Артизов.
Он убежден, что российские и польские эксперты должны выверить списки расстрелянных польских и советских граждан в Катыни и других местах, где есть массовые захоронения. Пока такой работы не проведено. «Наверное, это может быть предметом совместных наших изучений для того, чтобы восстановить до последней фамилии истину и найти всех тех, кто расстрелян и погиб в Катыни, в Медном, в других местах, и тех, кто каким-то чудом уцелел в этой мясорубке, потом оказался в армии Ардерса, в Польской освободительной армии и других местах», - предположил Андрей Артизов.
Катыньское преступление, которому этой весной исполнилось 70 лет, - это расстрел в апреле-мае 1940 года почти 22 тысяч польских граждан, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР. Катынь - лишь одно из целого ряда мест, где был совершен расстрел польских военнослужащих, именно здесь в 1943 году были впервые обнаружены захоронения.