Тот факт, что депутаты Ивано-Франковского горсовета на своей последней сессии признали вояк дивизии СС "Галичина" участниками боевых действий "за свободу Украины", поразил многих. Отныне эти ветераны-эсэсовцы, воевавшие на стороне фашистской Германии, должны быть, по решению депутатов, одарены надбавками к пенсиям и льготами при оплате коммунальных услуг. А вот бывшему советскому солдату в этих краях уже давно прилепили ярлык "оккупанта", против чего ни один местный функционер-чиновник не поднял голос протеста...
На днях в беседе с одной фронтовичкой мне хотелось выяснить, что думает по этому поводу рядовой защитник Отечества. Мария Михайловна Исаенко дошла до Берлина в звании лейтенанта медицинской службы, награждена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги". Как она встретила решение Ивано-Франковского горсовета?
- С болью, - ответила Мария Михайловна. - Когда началась Великая Отечественная война, я окончила Черниговскую медицинскую школу. Полным составом мы пришли в военкомат и написали заявления с просьбой отправить на фронт. Голодали, выносили с поля боя раненых, стирали в ледяной воде бинты. Но ради победы все терпели. Не могли простить фронтовики лишь тех, кто, одурманенный чужой пропагандой, не веря в нашу победу, становился на сторону врага. Под Бродами, на Львовщине, когда Красная Армия освобождала Украину, в эсэсовской дивизии "Галичина" полегли тысячи. Местные хлопцы, а мундир - вражеский, командиры - немецкие, оружие - тоже немецкое. Кто вырвался из Бродовского котла - так и ушел с врагом, потому что руки обагрили кровью своего народа. А были и такие, кто затаился по хатам. Возвращаясь домой после Победы, мы, ветераны медсанбата 31-й армии, остались во Львове. В западных областях Украины уже в мирное время националисты развернули настоящую войну против законной власти. Снова убитые и раненые - солдаты, врачи, учителя, работники милиции, даже крестьяне, выходившие засевать поле хлебным зерном, местные парни и девчата, которые воевали в рядах Красной Армии. Я поступила на юридический факультет Львовского госуниверситета. Нас, будущих законников, для практики приглашали на судебные рассмотрения дел тех, кто запятнал себя преступлениями против народа. Были мы на судебном процессе Михаила Стахуры - убийцы украинского писателя Ярослава Галана. Слышали, что рассказывали обвиняемые о своих главарях, и видели, как, обливаясь слезами, выступали свидетели - родственники убитых... Но жизнь налаживалась. В ответ на обращения и указы правительства об амнистии выходили из лесных схронов сотни и тысячи когда-то обманутых людей. Больно, что сегодня при власти те, кто не дает раскрыть рот людям, пострадавшим от националистического террора...
Власти всех уровней в этом регионе по своему вкусу и усмотрению устанавливают местную "историческую справедливость". Вопреки закону Украины "О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты", организации бывших советских воинов не финансируются, урезаны или ликвидированы их льготы, которые действуют в других частях страны.
Под давлением возмущенной общественности пресс-служба Ивано-Франковского горсовета сообщила: решение сессии, касающееся эсэсовцев, мэр города не подписал, постановление юридической силы не имеет. Остается спросить премьер-министра Украины Анатолия Кинаха, что он имел в виду, когда назвал решение ивано-франковских властей желанием совместить "историческую справедливость с границами гражданской стабильности"?