Владимир работает руководителем отдела газоснабжения в Подмосковье. До кризиса ему приходилось тяжело. У подчиненных в норме были прогулы, пьянство на рабочем месте. Выходить на работу в субботу, воскресенье они не соглашались, хотя порой это было необходимо.
«Я каждое утро приходил на работу с опасением: вдруг сегодня
Сегодня напуганные кризисом газовщики стали намного послушнее: почти отказались от алкоголя, согласны на переработки.
Схожая ситуация у Александра. Он работает начальником отряда МЧС. График работы его подчиненных — сутки через трое. Многие из них подрабатывали в находящейся поблизости автомастерской или на заводе. К работе относились халатно. В рабочее время они могли жарить шашлык и пить водку во дворе офиса.
В 2009 году почти все потеряли возможность подработки и начали держаться за свое место в отряде. Сейчас спасатели взялись за голову, даже своими силами начали ремонтировать кабинет, в котором проводят время между вызовами.
Кризис научил
К осени 2009 года подчиненные научились работать так, чтобы удовлетворять свое руководство. Лишь 5% менеджеров среднего и высшего звена сейчас хотят поменять персонал. Такие данные приводит в своем исследовании кадровое агентство Antal Russia. При этом 16% менеджеров отметили, что ценят своего работодателя за коллектив, сложившийся в компании.
Это «Труду» подтвердили
Так же считает и Ольга Деревянкина,
В улучшении отношений подчиненных и начальников виноват кризис. До 2008 года компании росли в основном экстенсивно, расширяя штат, не думая о его оптимизации.
Пришедший кризис заставил компании задуматься об оптимизации штата, потому что переплачивать сотрудникам стало нерентабельно. Работодатели увольняли неэффективных работников.
Завтра будешь начальником
Ушло время сокращений подчиненных, теперь работодатели принялись за начальников. По данным исследования Antal Russia, 41% российских компаний расстаются с менеджерами среднего и высшего звена, ещё 31% планируют уволить топов. Для простых сотрудников это означает возможность получить повышение.
Инженер Алексей был недоволен своим начальником Борисом. «Много орал, получал в пять раз больше меня (150 тысяч рублей. — „Труд“) и ничего сам не делал», — комментирует причину своего недовольства Алексей. С ним согласились руководители компании и уволили Бориса. Его место занял коллега Алексея, более спокойный и исполнительный.
«Внутренний промоушн для компании выгоден в первую очередь с финансовой точки зрения», — рассказывает Евгения Ланичкина, руководитель B2B департамента Antal Russia. Привлечь специалиста со стороны всегда дороже, чем повысить своего. В условиях экономии это особенно важно.
Но и требования к кандидатам, претендующим на высокие должности, повысились. Необходимо немедленно решать назревшие проблемы, зачастую просто «тушить пожар».
Работодателей не устраивает в кандидатах на повышение отсутствие опыта решения кризисных проблем. В безусловном выигрыше сотрудники, имевшие практику руководства в 1998 году.
Работодателя также может удовлетворить опыт управления в компании в нестабильной для нее ситуации.
Ценятся также кандидаты, умеющие решать не только тактические, но и стратегические задачи.
Цифры
- 5% руководителей высшего и среднего звена хотят поменять персонал
- 16% руководителей ценят работодателя за коллектив, сложившийся в компании
- 16% работников признали, что стали работать лучше с наступлением кризиса
- 22% руководителей высшего и среднего звена изменили бы
бизнес-процессы в своей компании
Источник: Antal Russia, ФОМ
Уточнение
В материале «Черная осень» была допущена ошибка. Неверно указано количество сокращенных сотрудников в компании «Крок» — на самом деле, по данным «Труда», их было не 1700, а 170 человек. Приносим свои извинения компании и читателям.