
Оказывается, лайки любят не только блогеры, шоумены и светские львицы, но и руководители крупного, среднего и мелкого звена. Для них это цифровой клон привычного «одобрямс», который льстит самолюбию и демонстрирует успех начальству. Вот только в погоне за популярностью некоторым изменяет чувство меры. Как главе Тувы Шолбану Кара-оолу, у которого две трети подписчиков в Instagram оказались... ботами.
У каждого времени свой жаргон. Полвека назад вполне понятным было словосочетание «по фене ботать» — выражаться на блатном языке. А сегодня «ботами» стали компьютерные программы, созданные для выполнения определенных действий от имени вашего аккаунта в Instagram или, наоборот, для ответа вам вместо «живых офферов». Все ради имитации группового общения блогера со своими якобы фолловерами, которых в реальности нет.
Причины, по которым натуральные собеседники отсутствуют, могут быть разными: или человек еще не успел обзавестись популярностью на просторах интернета, или контент оказался малоинтересен — кто знает? Но блогеру все равно хочется если не быть, то хотя бы казаться захватывающе нужным для тысяч и миллионов пользователей. Это как если бы в былые времена твой портрет несли бы по райцентру в колонне демонстрантов на 1 Мая или 7 Ноября.
Вот почему сегодня в большом фаворе люди, делающие свой маленький или большой гешефт на создании в интернете собственной максимально широкой, но в реальности не существующей аудитории.
Таких имитаторов много. Например, среди многочисленных «шмоточных» интернет-магазинов встречаются абсолютно жульнические лавчонки, где никаких товаров никогда и не было. А есть яркие фотовитрины в Сети, надерганные из украденных рекламных снимков. И чтобы украсть еще и ваши деньги, которые вы переведете за несуществующий в реальности товар, лавочка должна продемонстрировать «наплыв покупателей». Эту посещаемость на счетчике фолловеров и создают боты.
Но в последнее время Instagram заполнили новые блогеры — из чиновников различных рангов, вплоть до самых высших. В этой компании спрос на боты появился натурально бешеный.
Самым известным из новых блогеров, несомненно, является Дональд Трамп, о котором говорят, что он управляет страной преимущественно через Twitter. В самом деле: советники еще только собираются утром в Овальном кабинете, а президент на своем сайте уже объявил миру: чиновник такой-то уволен (а бедолага топчется в приемной), такой-то закон подписан, такой-то визит назначен или отменен. В Белом доме Трамп пишет по пять-шесть твитов в день и активно использует соцсети для общения с избирателями в обход прессы. Неудивительно, что за полгода он свою аудиторию в Twitter нарастил до 20 млн подписчиков и ему, конечно, никакие боты не нужны.
В России о таких цифрах политики почему-то и не мечтают — видимо, менталитет не тот. Хотя по доле активных пользователей интернета (более 76% населения) мы от США не отстаем. И, возможно, скоро можем стать мировыми лидерами по доле чиновников, имеющих свои аккаунты в соцсетях (российские предпочитают Instagram). Ибо, по данным многих СМИ, такая интернет-активность была недавно продиктована из Кремля. Сегодня в числе интернет-блогеров уже 68 российских губернаторов, и у некоторых довольно приличные показатели подписки. Так, у лидера, московского градоначальника Сергея Собянина — около 700 тысяч фолловеров. А там, где главы регионов начали общаться с народом через соцсети, интернет-аккаунты уже появились и у нижестоящих чиновников.
Но вот незадача: только что Центр политической конъюнктуры (ЦПК) выпустил доклад «Мнимая популярность. Анализ активности губернаторов в сети Instagram», в котором сообщил: около трети (30,4%) подписчиков на губернаторские сайты в соцсетях оказались... ботами, то есть компьютерными программами. Лидерами по доле «электронных приписок» оказались глава Тувы Шолбан Кара-оол (63%), мэр Москвы Сергей Собянин (53%), лидер Северной Осетии — Алании Вячеслав Битаров (52%), глава Кировской области Игорь Васильев (50%), руководитель Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов (48%). А главы северокавказских республик оказались рекордсменами по числу лайков-сердечек, выставленных на их интернет-публикации.
Скорее всего, это отличились губернаторские пресс-службы, позаботившиеся об «интернет-популярности» своих руководителей. В России так было всегда, когда главным является не реальный результат, а имитация процесса. Вот и сегодня история повторилась — даже в интернете российские чиновники, как в старину, «ботают». Правда, не по фене, а по Instagram. А какая, в сущности, разница?