«Труд» не раз обращался в своих материалах к вопросам и замечаниям рядовых и вполне законопослушных налогоплательщиков. С некоторыми из них мы пришли в здание на Неглинной, 23, где располагается штаб-квартира Федеральной налоговой службы, к заместителю руководителя Светлане Бондарчук.
— Светлана Леонидовна, руководители службы нечасто беседуют напрямую с журналистами. Благодарим вас за такую возможность. Вряд ли в мире есть страны, где налоговиков любят, и Россия не исключение. Обыватель уверен, что налоги неуклонно повышаются, а рука государства все глубже запускается в его карман. А бывало ли, что налоги для населения снижались?
— Таких случаев не так мало, как кажется. Одна из основных функций налогообложения — стимулировать экономическое развитие. Приведу совсем свежий пример. Только что Госдума приняла закон, обнуляющий налоги на движимое имущество организаций. Закон вступит в действие с января 2019 года. Такая мера приведет к сокращению налоговой базы, но правительство пошло на нее исходя из стратегических задач роста экономики и модернизации основных средств бизнеса. Это снизит налоговую нагрузку на предприятия и будет стимулировать обновление оборудования и производственных фондов. В этом же ряду законодательные решения по предоставлению льготным категориям граждан освобождения от уплаты налога на имущество, вывод из-под налогообложения одного земельного участка площадью до шести соток и т. д.
— Но все же в последние годы мы наблюдаем прежде всего резкие движения в части налогообложения имущества граждан. Взять хотя бы переход на налогообложение недвижимости по кадастровой стоимости. Он привел к кратному повышению налоговой нагрузки...
— Давайте разберемся. Нередко переход на исчисление налога по кадастровой стоимости объекта, напротив, приводит к снижению налоговых платежей, но такие случаи воспринимаются как данность и не обсуждаются. Это особенно характерно для новых районов крупных городов. А с другой стороны, возьмем, к примеру, центры городов: недвижимость старая, изношенная, инвентаризационная стоимость низкая, при этом реализация такой недвижимости на рынке осуществляется по очень высокой цене. И налогообложение этот момент обязано учитывать.
— Хотя такое расхождение трудно отнести в заслуги нынешнего государства. Старое жилье переходило от поколения в поколение, из рук в руки, и вдруг: живешь в центре — плати по полной! Не слишком ли крутой поворот?
— Давайте учтем такой факт: в России 75% частных квартир по площади не превышают 70 кв. метров. Сделав вычет из налоговой базы для всех граждан в размере 20 кв. метров по каждой квартире, законодатель тем самым существенно облегчил налоговое бремя и для тех, кто живет в дорогом жилье в центрах городов. Хотелось бы также напомнить, что уровень налогообложения в рамках, определенных федеральным законом, устанавливают местные власти. Они могут снизить или даже в отдельных случаях свести налог к нулю. К примеру, федеральный перечень налоговых льгот определяет льготу по налогу на имущество для пенсионера в отношении одной квартиры, жилого дома и гаража. Но есть регионы и муниципалитеты, где от налога освобождается все имущество, находящееся в собственности пенсионера.
Кстати, и основные льготы по транспортному налогу также устанавливают субъекты Российской Федерации. Региональные власти могут расширять список категорий льготников по этому виду налога.
— Светлана Леонидовна, наши читатели жалуются на ошибки в личных кабинетах налогоплательщиков, на повторные требования после уплаты налогов и прочие «технические ошибки», которые, увы, не являются исключительными. Видите ли вы эти проблемы и как решаете?
— В России около 80 млн налогоплательщиков, которых мы как федеральное ведомство обслуживаем. Это уникальная система налогообложения, при которой налоговые органы исчисляют налоги для каждого гражданина, и налогоплательщику остается лишь их оплатить, выполнив свою гражданскую обязанность. Мы вступаем в диалог с гражданином, если он с чем-то не согласен. Тогда как в большинстве стран мира исчисление налогов в соответствии с законодательством и их уплата полностью возложены на граждан. Они обязаны знать законодательство, в случае необходимости нанимать налоговых консультантов.
За последнее время мы полностью перестроили систему администрирования имущественных налогов физических лиц, для того чтобы облегчить гражданам процедуру их уплаты. Сложность администрирования таких налогов связана еще и с тем, что имеющиеся в России 22 тысячи муниципалитетов устанавливают в рамках федеральных нормативов дополнительные условия налогообложения — как по земельному налогу, так и на имущество физлиц. С транспортом немного проще, поскольку это уровень региона, и там у нас всего лишь 86 вариантов исчисления налога.
Удобство уплаты имущественных налогов заключается в том, что сейчас налогоплательщику направляется одно налоговое уведомление в год. Там указаны все платежи по всему имуществу на территории Российской Федерации, которым обладает гражданин. Срок уплаты всех налогов единый — 1 декабря каждого года. Создан личный кабинет налогоплательщика, где гражданин может отслеживать начисления и контролировать уплату. Налоговые органы сейчас работают в единой базе данных по всем гражданам, по всем налогам. Созданы центры печати налоговых уведомлений, работающие по единой технологии и позволяющие в ограниченный период времени (около трех месяцев) распечатать и передать для рассылки в почтовые отделения налоговую корреспонденцию.
Построение такой системы потребовало нетрадиционных подходов в проектировании. Конечно, в первые годы были нарекания от граждан, но сегодня сделано немало для совершенствования системы.
— Вы считаете, сейчас эта система уже настроена?
— Думаю, мы нормализировали ситуацию по работе информационной системы, в рамках информационной кампании разъяснили гражданам все законодательные изменения в отношении налогообложения недвижимого имущества. Хотелось бы также напомнить, что налоговая служба стоит в конце цепочки, которая формирует налоговый платеж. У нас порядка 20 поставщиков информации об имуществе граждан. Большинство нареканий граждан на самом деле касаются качества первичной информации, поступающей в рамках информационного обмена. Если ошибки обнаруживаются, мы вносим изменения и пересчитываем налоги очень оперативно.
— Были нарекания на сбои электронных сервисов. Как вы оцениваете качество программного обеспечения?
— Ранее информационная система налоговых органов была децентрализована, каждая инспекция формировала налоговые обязательства граждан самостоятельно, опираясь на региональное законодательство. Отсюда и множество уведомлений, разные объекты налогообложения — разные инспекции. Для того чтобы наша система заработала на федеральном уровне, полностью было переписано все программное обеспечение.
— Сейчас оно вас устраивает?
— Устраивает, поскольку сейчас вся информация собирается в одной точке, все налоги для граждан мы рассчитываем централизованно. Налогоплательщику не нужно обращаться в разные налоговые органы, если он имеет имущество в разных субъектах Российской Федерации: он может получить информацию в «одном окне» — как в электронном виде, так и при посещении налогового органа. Мы можем планировать кампании по формированию и рассылке налоговых обязательств централизованно, что позволяет контролировать сроки и полноту рассылки документов во всех регионах России.
Регулярные изменения законодательства в части налогообложения физлиц вынуждают нас не только дорабатывать информационные системы налоговых органов, но и проводить масштабные информационные кампании для населения. Взять хотя бы переход на кадастровую стоимость объектов недвижимости, о которой мы с вами уже говорили. В 28 регионах, в том числе Москве и Московской области, налог на квартиры по кадастровой стоимости введен с 2015 года, а есть регионы, которые еще до сих пор не перешли на кадастровую оценку.
— Что делать гражданину, если в налоговых базах вдруг изменилась его прописка? Как быть, если перестали приходить платежки по налогам, которые ранее исправно уплачивались?
— Я рекомендую обращаться в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Мы его существенно переработали, пойдя именно от таких вот жизненных историй. Работать с ним удобно, он позволяет оперативно и без особых затрат времени исправить неточности.
Те, кому важно самостоятельно разобраться в начислениях, тоже получили возможность быстро войти в курс дела. На нашем официальном сайте nalog.ru открыт специальный подраздел «Налоговое уведомление — 2018», где нет «лишней» или узкоспециализированной информации. Человек просто берет в руки свое налоговое уведомление и пошагово смотрит, из каких элементов оно состоит, откуда поступили сведения. Кроме того, там есть помощник по жизненным ситуациям, где вопросы сформулированы так, как их нам задают налогоплательщики. Можно посмотреть познавательные видеоролики по налогообложению имущества, можно сразу перейти в конкретный интерактивный сервис, который поможет решить любой вопрос, связанный с начислением налогов: свериться с местным законодательством по ставкам и льготам, обратиться с вопросом в инспекцию письменно или записаться на прием на конкретный день и час.
— Что делать людям, которые в силу возраста и менталитета не владеют компьютером?
— В таком случае лучший способ — обращение в Единый контакт-центр ФНС России по бесплатному номеру телефона 8-800-222-2222 или в налоговую инспекцию. И поверьте, вам обязательно помогут. В наших общих интересах, чтобы не осталось никаких неурегулированных вопросов с расчетом и оплатой налогов.