
Для Петербургской филармонии главное событие текущего года в России — 80-летие Победы в Великой Отечественной войне — ещё и большой личный праздник. В блокаду там продолжала звучать музыка, проходили концерты. Об этом много сказано и написано за минувшие десятилетия. Организованно выставок. Снят художественный фильм. Но та масштабная экспозиция, что открылась в минувшую субботу в фойе Большого зала, не повторяет, а дополняет предыдущие, объединяя два сюжета: концертную жизнь в блокаду Ленинградской филармонии и оркестра Радиокомитета, а также работу филармонического коллектива в эвакуации в Новосибирске.
Пятьсот концертов были даны в этом городе, полмиллиона слушателей побывали на них! А ещё благодаря во многом ленинградцам, у новосибирцев спустя десять лет появился свой симфонический оркестр, ныне один из ведущих в России.
В нынешней экспозиции в Северной столице — документы из архива филармонической Музыкальной библиотеки. В том числе, афиши и программки военного времени, реликвии тех, кто в годы войны выступал на сцене Большого зала: военный дневник прима-балерины Кировского театра Нонны Ястребовой; личные вещи солистки Кировского театра Софьи Преображенской, пианиста Павла Серебрякова...
Выставка «Возвращение», как её назвали организаторы, лишь одна из составляющих насыщенной и разнообразной юбилейной программы Петербургской филармонии. Стартовала она выступлением оркестра им. Олега Лундстрема, старейшего в мире (создан был в 1934 году) и непрерывно действующего джазового коллектива. За что он занесен в Книгу Гиннеса. Вокалисткой выступила Мариам Мерабова, композитор, автор песен, актриса, телеведущая. И — певица, исполняющая произведения самых разных музыкальных направлений: фьюжен, фанк, блюз, авангард... На этот раз Мариам пела любимые многими поколениями соотечественников песни военных лет. Но в непривычной для многих обработке — для джаз-оркестра.
«Если б не было войны» Марка Минкова, «Давай закурим» Модеста Табачникова, «Там, за облаками» Марка Фрадкина... На слух необычно, даже немного странно. Невольно сравниваешь. Ту, например, песню, музыку к которой на слова Шаферана сочинил Минков, проникновенно пела когда-то Валентина Толкунова. Её сопрано звучало как зазвонные колокола на храмовой звоннице, пробирая до слёз. У Мерабовой, с её глубоким драматическим меццо-сопрано, и драматическим же даром, она прозвучала как гимн стойкости советских женщин, потерявших на войне кто мужа, кто сына, кто и того, и другого, но не сломившихся духом.
Ещё были «Песня женщины» из кинофильма «Особо важное задание»; «Вечерняя песня» Соловьёва-Седого; знаменитая «Рио-рита» из 1930-х. И нестареющие «Шаланды полные кефали» Никиты Богословского, — которая в исполнении Мариам престала настоящим спектаклем, где она сама за всех героев и с сюжетными «картинками». Так исполнила, что зал стал подпевать и долго потом бисировать...
Также в исполнении джаз оркестра зрители услышали «Катюшу» Матвея Блантера, «Темную ночь» Никиты Богословского, «Первым делом самолеты» Василия Соловьева-Седого, и другие мелодии «роковых сороковых» и послевоенных лет.
— Я дочь фронтовика, мой папа воевал, защищал Москву, был ранен под Солнечногорском, — рассказывала артистка со сцены. — Я свято отношусь к Победе, добытой невероятными подвигами наших людей. Выступление в преддверии 9 мая на сцене Петербургской филармонии с легендарным оркестром Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина, — это очень трепетно, очень лично и важно для меня. Эту программу мы готовили специально для нынешней даты: делали новые аранжировки. Выбирали самые любимые нами и нашим народом песни. Надеюсь, вам понравится!
Программой «Память сердца» запланированы полтора десятка концертов, которые пройдут в городах-героях и городах воинской славы восьми регионов страны, включая Воронеж, Ржев, Мурманск, Псков.
А главным концертом в Большом зале Петербургской филармонии, посвященным юбилею Победы, станет исполнение Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. Она прозвучит10 мая в исполнении того самого, блокадного оркестра (сейчас это Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии). В этот вечер он будет дополнен музыкантами Новосибирска. Именно там 9 июля 1942 прошла её премьера в присутствии автора.